В ГМИИ имени Пушкина вовсю готовятся к 19 июня, когда откроется одна из самых ожидаемых выставок года – "Щукин. Биография коллекции". О знаменитом меценате, благодаря которому шедевры импрессионизма попали в Россию, Metro рассказал его внук Андре-Марк Делок-Фурко

Как Сергей Щукин познакомился с вашей бабушкой?
– Её звали Надеждой Конюс. Она преподавала в Московской консерватории и дружила с Верой Скрябиной, за которой сначала ухаживал Сергей Иванович. Но Вера отказала ему, потому что не хотела разводиться с мужем-
композитором.

Моя будущая мама родилась в 1915 году. Это было неожиданно. Ему было 60 лет, жене – 45. Появление дочери как будто искупило все трагедии Сергея Ивановича, включая смерть его первой жены и двух детей, самоубийство брата Ивана.

А кем был ваш отец?
– По профессии – шпион. Во время Второй мировой войны он поступил в контрразведку «Свободной Франции» генерала де Голля. Его арестовывали, он сбегал... У него была двойная фамилия – Делок-Фурко, но он использовал только вторую часть. Я родился в 1942 году, родители поженились через год после моего рождения, и мать взяла фамилию Делок. Потому что Фурко был знаменитый контрразведчик.

Картины Щукин хранил в доме на Знаменке. Что ваша мама о нём рассказывала?
– Вторая семья Сергея Ивановича там не жила, но маму водили туда в три года (в 1918-м Щукины уехали из России. – Прим. ред.). Больше, чем Матисс и Пикассо, её впечатлил медведь с подносом у входа. Был такой обычай прикольный: на поднос ставить стаканы с водкой или водой для гостей.

Какая картина в коллекции деда была самой дорогой?
– Я думаю, что «Завтрак на траве» Моне. В 1904 году он купил эту картину 1866 года у галериста в Берлине. Он не поехал, а послал телеграмму. Говорили о 100 тыс. франков. Это, наверное, много.  Но как минимум 50 тыс. – и это тоже рекорд. А потом Щукин купил по 35 тыс. франков две картины Дега: «Танцовщицы у фотографа» и «Голубые танцовщицы». Это были знаменитые вещи знаменитых художников. Когда он перешёл  к Матиссу и Пикассо, это ничего не стоило. Это были неизвестные на рынке художники.Но история показала, что они были важны.

Братья вашего деда начали собирать свои коллекции раньше него. Какая история из их жизни вас впечатляет?
– Младший брат Сергея Ивановича Дмитрий собирал старых голландских мастеров и купил у Остроухова, директора Третьяковской галереи, картину небольшого художника – Терборха. Остроухов сомневался в подлинности, и у Дмитрия тоже эти сомнения засели, вдобавок он не «чувствовал» эту картину в своей коллекции. Через полгода он продал её торговцу в Берлине. А вернувшись в Москву, прочитал в газете сенсацию: знаменитый куратор Бредиус увидел картину у немецкого антиквара и догадался, что это Вермеер – «Аллегория веры». Дмитрий говорил: «Конечно, это обидно. Но эта картина не включалась в мою коллекцию. У меня не было с ней отношений. Я не мог её сохранить, поэтому она ушла». Я уверен, что Сергей Иванович этот урок услышал.

Как делили коллекцию Щукина
Сергей Иванович Щукин (1854–1936) происходил из московской купеческой семьи. Живопись он начал собирать после 40 лет. В его коллекцию входили произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо. Собрание было национализировано в 1918 году, а спустя 30 лет разделено между московским и петербургским музеями.