24 мая на ТНТ вышел второй сезон сериала "Мир! Дружба! Жвачка!". Metro поговорило с актёром Александром Половцевым о комедиях, современном кинематографе, ушедших временах и о том, почему современному обществу не хватает доброты.

– Александр, вы приняли участие во втором сезоне сериала "Мир! Дружба! Жвачка!". Расскажите об этом.
– Я снимался в сериале про 1980-е, и было интересно, что же такого снимут про 1990-е. Я посмотрел первый сезон "Мир! Дружба! Жвачка!", он мне понравился, и я принял приглашение поучаствовать в этом проекте. Мой персонаж Толик – обычный человек, немножко романтик, бывший геолог. Такой человек-праздник, который он устраивает для других, а сам остается без праздника. Не все его понимают, только одна женщина – Аннушка. Так складываются обстоятельства, что он оказывается в квартире дочки Анны, а дальше всё понеслось… Не буду дальше рассказывать, смотрите кино.

– Работая в этих сериалах, вы погружаетесь в то время?
– Безусловно. И все это благодаря художникам-постановщикам. Потому что в "Восьмидесятых" они где-то искали по знакомым сервизы, баночки, телефоны – весь антураж. И хотя "Мир! Дружба! Жвачка!" про другое время, там тоже выдержана стилистика тех лет в квартире. Я беру, скажем, стакан и сразу погружаюсь в то время.

– Вы не в первый раз снимаетесь в фильмах про ушедшие времена. Скучаете по тем годам?
– Ностальгию по 1990-м я вряд ли испытываю. Наверное, ее испытывают те, кто успел немного пожить в это время. А я пожил-то ого-го: и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е, и в 1990-е, и в 2000-е. По старым временам – да, я испытываю небольшую ностальгию. По школе, по деревне, в которую меня возили каждое лето, по институту. Какое-то было все-таки более доброе, веселое и отзывчивое время – есть что вспомнить. Сейчас люди стали немножко злее.

"Мир! Дружба! Жвачка!" – российский драматический сериал о взрослении в 1990-е годы. По сюжету в 1993 году подросток Санька Рябинин знакомится с соседской девчонкой Женей, и попадает в водоворот событий "лихих 90-х", которые полностью меняют его жизнь. Вместе с друзьями Вовкой и Илюшей герою предстоит не только повзрослеть, но и разобраться с жизненными приоритетами.

– Как складывалась ваша жизнь в 1990-е?
– А в 1990-е и мы, и страна пережили нелегкие времена. 18 августа 1991 года у нас родился сын. Было непростое время: талоны, отсутствие еды, подгузников и всего остального. Мы жили в коммунальной квартире и купали Степу (старшего сына. – прим. ред.) в ванночке в комнате, потому что были одна ванная и один туалет на 9 комнат. В 1993-м я снялся в фильме "Барабаниада" – это моя такая лебединая песня. У меня была главная роль без слов, что для актера, безусловно, самое тяжелое. А в 1995-м, собственно, начали "Фонари" (сериал "Улицы разбитых фонарей". – прим. ред.) снимать. Я ушёл из театра – не было работы. Продавал у метро "Василеостровская" какие-то фартуки с прихватками. Работал в кинотеатре на Садовой заместителем директора. Что могли делать, то и делали.

– Можно сказать, что роль майора Соловца изменила вашу жизнь?
– Да, потому что я могу сказать своим детям, что внес свой вклад в телевизионные проекты. За "Улицы разбитых фонарей" мы получили две премии "Тэфи". И не только на территории нашей страны, но и за рубежом смотрели этот сериал и ждали продолжения.

– А что скажете насчет современного кинематографа?
– Беда. К сожалению, тенденция идёт на какую-то коммерцию. Мы перестали снимать фильмы о жизни, о любви. По большому счету. Они есть, но в каком-то единичном варианте. И так мы просто потеряем поколение. Да, раньше были какие-то черно-белые, может, в чем-то наивные картины, но они именно трогали: я либо плакал, либо смеялся. А сейчас фильмы какие-то пустые, и это очень печально и грустно. Согласитесь, о детях никто не снимает, сказок нет. Да, есть "Последний богатырь" и еще что-то. Но больше ведь нет. С чем это связать, я не знаю. Каждый актер хочет сняться в хорошем кино у хорошего режиссера и, что самое главное, с хорошим сценарием. А это в последнее время куда-то делось. Вроде вузы выпускают сценаристов. Но как-то всё грустно. Ну нет хороших сценариев! Или про "сиськи-письки", или про что-то подобное…

На съёмках второго сезона сериала "Мир! Дружба! Жвачка!"

На съёмках второго сезона сериала "Мир! Дружба! Жвачка!"

Предоставлено героем публикации

Фото:

– А комедии?
– Комедии тоже перестали снимать. Или это совсем тупизм (еще раз возвращаясь к потере поколения) и превращение нас в какую-то серую массу. А молодежь будет думать, что это и есть юмор и что вот это смешно. А это абсолютно не смешно, это грустно. И исчезли личности – что в театре, что в кино. Если раньше ходили на личность, на имя, то сейчас как-то всё не туда. Но даже если появляется кто-то яркий, то из него выжимают все соки и пихают куда только ни попадя. Так случилось с Костей Хабенским, потом был Данила Козловский, сейчас Саша Петров, который везде. Так нельзя. Есть такая тенденция: продюсеры выжимают всё из артиста, потом давайте следующего, потом еще следующего. Я как-то года два назад сходил с женой на какую-то комедию и, пока мы дошли до дома,  уже забыл, про что она. Ну разве так можно? Ну вот ты продюсер, получил деньги, ну сними ты два плохих фильма, но на заработанные средства сними что-то одно хорошее. А это не приносит, к сожалению, денег. Мы как-то с Сережей Селиным вручали премии журналистам из разных городов России, и они сетовали на то, что за чрезвычайно грязные или нехорошие новости редакторы хватаются сходу. Писать же про простых людей, которые работают, вспахивают поля, строят дома, никому почему-то не нужно. А раньше про это писали в большей степени. Да, чуть-чуть приукрашивали. Помните, была такая передача "Сельский час"? Рассказывали про простых нормальных людей.

– Но, значит, вы все-таки ходите в кино?
– Вот два года назад как сходил, так с тех пор и не был. Но у меня маленькие дети, и в большей степени надо успеть дать им что-то хорошее и полезное. И распределить силы на как можно длительное время. Мы стараемся читать сказки каждый вечер. Вот Андрей (младший сын – прим. ред.) с удовольствием послушал и Носова, и Денискины рассказы. Сейчас начали Зощенко "Лёля и Минька", и что-то просят перечитывать по несколько раз.

– Чего не хватает современному обществу?
– Я могу судить только по своему жизненному опыту. Когда мы жили на 13-й линии Васильевского острова, где жила моя мама с бабушкой в блокаду, все во дворе друг друга знали. Если заходил кто-то чужой, мы спрашивали: "А вы к кому идете?" Новый год, 7 Ноября или 1 Мая сначала отмечали все вместе на коммунальной кухне, а потом уже расходились по комнатам. В драках никогда не били ногами. Упавшего поднимали. После битвы взрослые ребята обнимались и пили портвейн. Пропали праздники, уже нет ощущения Нового года. Какая-то трогательность, внимание и добро по отношению к другим исчезли. Люди изменились. И меняет людей само общество. Вот смотрите, сейчас всё есть, а тогда было 3 программы по телевизору, и мы были довольны. Не потому, что хорошо, когда есть только 3 программы, но большую часть времени мы проводили во дворе на свежем воздухе. Мы помогали по дому – что могли. Папа ходил в "загранку", а я помогал маме: и стирал, и гладил сам чугунными утюгами, и полы натирал в коммуналке. И сейчас я вижу, что человеческие качества изменились. Может быть, общество так влияет, не знаю. Все было другое.


Актёр согласился заполнить анкету Metro

Любимый цвет
Оттенки сине-голубого, бордовый. Очень не люблю коричневый и черный.

Любимое блюдо
Пельмени, борщ, солянка, макароны с сыром.

Любимый фильм
Зависит от настроения. Из иностранных, наверное, "Однажды в Америке". Увидел его в молодости и запал в душу. В 1980-е, когда я учился в институте, каждый 4-й курс ездил куда-то за границу. Мы побывали в Польше, нам предоставили просмотровый зал, ящик кока-колы. И мы смотрели фильмы, которые у нас в стране не показывали. Тоже осталось сильное впечатление от фильмов "Афера", "Жилец" Поланского и весь "Крестный отец", "Человек из мрамора".  А сейчас мы любим "Фиксики", "Три кота" и "Майлс с другой планеты". (Смеётся.)

Любимый кинорежиссер
Вот назову одного, а другой скажет: "Так, а я, значит, нелюбимый? Всё, больше у меня сниматься не будешь никогда!" (Смеется.)

Любимый писатель
Я виню себя, что в последнее время не получается что-то почитать. И когда бываешь в компаниях, где обсуждают новые книги, оказываешься белой вороной, потому что у меня просто нет времени на современное чтение. Ну все же любимыми остаются Александр Пушкин и Михаил Булгаков – хоть и звучит банально.

Любимая музыка
Это как напитки. Иногда хочется послушать попсу, иногда классику –например, Моцарт "Времена года", иногда что-то военное. В машине есть несколько дисков "Любэ".

Какую книгу сейчас читаете
Драгунский и Носов на данный момент.

Любимый вид спорта
Раньше много ходил, а сейчас с детьми у нас фавориты – самокаты, беговелы, велосипеды.

Ваше хобби
Сейчас нет, к сожалению. Но папа сохранил мою большую коллекцию значков на куске поролона, альбомов 10 марок.

В какие секции, кружки ходили в детстве
Ходил на фигурное катание, но недолго, месяц, наверное. Я неплохо катался на коньках, но там были одни девочки, я стеснялся и покинул этот кружок. Занимались мы на набережной в храме. Там был каток. Естественно, ходил в драмкружок и даже пару месяцев ходил на киномеханика. Учился заряжать пленку. Все кружки были во дворе. Сейчас же никто не знает, что такое штандер-мандер, вышибалы. Весело, здорово и по-доброму было…

Кем хотели стать в детстве
Кладоискателем. Думал, что куплю акваланг и буду доставать сокровища со дна моря.

Самый странный вопрос, который вам задавали
Не вопрос, а просьба: "Расскажите что-нибудь смешное".

Самое неожиданное, что читали о себе в CМИ
Привык и к хорошему, и к плохому. Но в тот период, когда я познакомился со своей нынешней женой Эсаной, я чего только о себе ни прочитал. Много чего о себе узнал тогда – какой я плохой.

Ваше самое незабываемое преображение
У Кати Рождественской есть проект "Мужчина и женщина".  Я принял в нем участие. Когда показываю эти фотографии, а они есть у меня в телефоне, все спрашивают: "А кто это?"

На что потратили первый заработок
Помню, со стипендии купил папе бутылочку "Токая", а маме коробочку зефира.

Что не прочь изменить в себе
Быть поспокойнее. К вечеру начинаю "порыкивать" на детей и жену, надо с этим бороться.

На что чаще всего раздражаетесь в быту
Я не патологически аккуратен, но люблю, когда чисто. И даже вечером из последних сил, но помою посуду. Не люблю беспорядок. Бывает художественный беспорядок, но к вечеру в квартире он совсем не художественный.

Чему хотели бы научиться
Хорошо разговаривать на английском, нырять с аквалангом, управлять собой.

Качества, которые вы больше всего цените в людях
Пунктуальность, настоящую дружбу. Внимательность по отношению друг к другу, уважение к старшим.

Какие не любите
Предательство. Мужчина, который может себе позволить оскорбить женщину или сказать про нее что-то нелестное, – это не мужчина. А тем более, если может поднять руку на женщину, тогда этого человека для меня просто нет.

Что быстро поднимает вам настроение
Когда ты проснулся и  у тебя есть силы. Когда на улице лето. Люблю пошутить и люблю, когда у людей есть чувство юмора. Когда просыпаешься и по тебе прыгают дети с криками: "Папа, вставай!". (Смеется.)

Три составляющие удачного дня
Хорошее настроение, работа любимая, когда тебя дома встречают родные и любимые жена и дети.

Что бы вы хотели сказать тем, кто сейчас читает это интервью
Любите друг друга и будьте внимательны друг к другу, не забывайте о родителях.

Александр Юрьевич Половцев родился 3 января 1958 в Ленинграде– советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России.
В 1980 году окончил актёрское отделение факультета драматического искусства Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиКа)
Фильмография и перечень ТВ-, кино проектов, в которых принимал участие Александр Половцев, включает порядка семи десятков работ. Наибольшую популярность артисту принесла роль майора Соловца в сериале “Улицы разбитых фонарей”.
Имеет троих детей: сына Степана (род. 18 августа 1991) от брака с Юлией Соболевской.  И сына Андрея (род. 28 января 2016) и дочь Яну (род. 10 мая 2017) от брака с Эсаной (Александрой) Муратовой.