“Новейший завет” - это такое феминистическое размышление на тему, а почему бог мужчина, а не женщина, а что если бы бог был бы не очень приятным типом, выдумывал всякие дурацкие законы, вроде “да поместишь ты тело своё в ванную, как тут же раздастся телефонный звонок”, жил бы он в современном Брюсселе, и у него, помимо сына, ДжейСи, были бы ещё жена и 10-летняя дочка Эя. И всё у них как у обычной семьи - муж не любит свою работу, жена мешается под ногами, дочь непонятно кем растёт… И вот однажды дочь понимает, что больше не может видеть, как отец мучает людей ради своего удовольствия, и рассылает всему человечеству по СМС даты смерти, тем самым забирая у бога самое главное - неопределённость, в которой он держал людей. Эя сбегает из дома и ищет новых апостолов, которые помогут ей написать Новейший завет. Одного из апостолов сыграла Катрин Денёв.

В Бельгии выходит наша газета Metro, она когда-нибудь попадалась вам на глаза?
Да, конечно, я её постоянно читаю, когда еду в метро.

“Новейшие завет” в России выйдет только 12 ноября, а в мировой прокат он уже вышел. Религиозные люди возмущались вашим фильмом?
Нет. В Бельгии католическая церковь даже говорила, что этот фильм нужно посмотреть всем, кто верит в богу, потому что он поднимает вопрос о месте женщины в мире и в церкви. Они не боятся это обсуждать. Это, конечно, всё глупо, но очень интересно. Я не хотел создавать провокационный фильм, но, по-моему, у меня получился именно провокационный фильм. Но когда я писал сценарий, я не думал о провокации, мне казалось, что я создаю просто очень смешную картину. Это ведь не для кого не новость, что бог жесток. Любой, прочитавший Библию, это знает. Фильм ведь не против религии, он о любви.

В фильме много шуток. А вы вырезали что-нибудь, чтобы не оскорбить зрителей?
Да. Одну шутку. Это было чересчур. Горилла мастурбировала на Катрин Денёв.

Как вам удалось привлечь в проект Катрин Денёв и заставить делать такое?
Она очень крутая актриса! Она ничего не боится! Она икона французского кинематографа. Я помню, как пару лет назад до принятия во Франции закона о легализации однополых браков, Катрин выступила на телевидении с заявлением: “Это не ваше дело, кто кого и как любит”. И я подумал, что будет очень смешно, если Катрин будет играть героиню, влюблённую в гориллу, а горилла будет более заботливым мужем, чем её настоящий муж.

Мне показалось, что “Новейший завет” - это такое послание богу: “Дорогой, Бог, если ты существуешь, пожалуйста, ответь мне”.
Ну, во-первых, у меня нет его номера телефона, поэтому я никогда не звонил ему и вряд ли позвоню. (Смеётся.) Я воспитывался в католичестве, а вырос атеистом. Религия призвана делать человека сильнее, но, как по мне, сомнения делают человека ещё сильнее. Я не верю в Бога, но мне нравится задаваться вопросами. И вопросы мне нравятся гораздо больше, чем ответы.

А как так вышло, что вы воспитывались в католичестве, а выросли атеистом?
Да я с детства не верил в Бога. Я читал все эти чудесные книги…

Вы имеете в виду Библию?
Ну да. Кстати, отличная книжка с хорошими сюжетами, любопытными героями. Да, возможно, фильм получился и о религии. Но он не только о религии. Он о нашем обществе, власти, страхах, любви… Я сфокусировался на религии, потому что в там нет женщин. И в какой-то момент я подумал, а почему бог, почему не богиня, а если бы у неё была бы дочь, какой бы она была? Мне кажется, что это скорее феминисткий фильм, сделанный мужчиной, чем фильм про религию. Это фильм о том, какое место в мире уготовлено женщинам. Эя ничего не боится, она не скована страхами, ею движет только любовь, она как и её брат, Джей Си, бунтарь.

А может ли мужчина быть феминистом?
Да, надеюсь. Но это не революция. Я просто сделал столько же апостолов женщин, сколько и мужчин. Так же, как и в обществе. А если среди апостолов есть как мужчины, так и женщины, то могут возникнуть любовные истории.

Да уж, ваши апостолы ещё та компания - секс-маньяк, убийца, любительница обезьян… Но всё равно они выглядят хорошо на фоне Бога. Так было задумано, да?
Да. Они красивые неудачники. Они думают, что любовь и счастье не для них. Что жизнь проходит мимо, и они ничего не могут с этим поделать. Они поместили свою жизнь в коробку, они живут словно в тюрьме. Настоящая жизнь невозможна, поэтому я останусь в этой удобной для меня маленькой коробочке. Когда Эя их находит, она просто приоткрывает их коробочки и впускает туда свет. И они понимают, что жизнь не ограничивается каталогом в магазине, что они могут сделать что-то совершенно новое, что никогда не существовало в этом мире.

И бог тоже живёт в маленькой коробочке. Эта его маленькая, тёмная комната, без окон, в которой только картотека человечества и компьютер, не самое приятное место.
Да. Поэтому он настолько ужасен. Ему просто больше нечем заняться, только строить пакости.

А что в этих героях от вас?
Я живу, как эти апостолы, словно я бессмертный, думаю о завтрашнем дне, вместо того, чтобы думать о сегодня. Я часто себе напоминаю, что жизнь коротка, нужно заботиться о людях, которые тебе дороги. И честно говоря, я люблю неудачников. В жизни ты сегодня успешен, а завтра неудачник, а потом ты умер. Вот и жизнь прошла.

Знаете, когда говоришь верующему человеку, что не веришь, он всегда спрашивает, боишься ли ты смерти?
Боюсь. Но ещё больше я боюсь, не пожить по-настоящему до того, как я умру. Я не думаю, что после смерти что-то есть, впрочем как и до рождения.

Я читала, что вы чуть не умерли во время родов, и что это как-то повлияло на ваше творчество.
Да, я тоже об этом читал, но это, скорее, повлияло на мою маму, чем на меня. Она очень боялась за меня, она думала, что у меня будут проблемы с головой. Кстати, она до сих пор иногда косо посматривает на меня. Она ещё жива, как и мой отец. Ему 100 лет. Кстати, он есть в фильме.

А другие члены семьи?
Моя жена тоже. Она играет женщину, которая умерла в ванной, когда ей пришла СМСка о том, что ей осталось жить несколько минут. Кстати, я тоже есть в фильме. И мои дети. Моя дочка играет телеведущую. Мой сын играет Кевина. Помните его?

Да! Он выбрасывается из окна здания, а потом из самолёта, чтобы проверить, умрёт ли он. Судя по СМС, ему жить долго!
Да. Так что там много моих родственников.

Вы, правда, думаете, что на земле прекратятся войны, если все будут знать, когда умрут?
Сложный вопрос. Думаю, что у всех будет разная реакция. Единственное, что можно знать точно, что люди станут больше ценить отведённое им время, и больше не будут творить глупостей, и жить так, как будто они будут жить вечно.

А вы бы хотели знать точную дату своей смерти?
Нет. Если бы я узнал точную дату своей смерти, мне кажется, я бы перестал вообще что-либо делать. Потому что я люблю ничего не делать.

Вы сделали главной героиней фильма “Новейший завет” 10-летнюю девочку. Вы считаете, что дети лучше, чем взрослые?
Мне кажется, каждый взрослый - это ребёнок во взрослом теле. Мне нравится в детях, что они не знают, как мир устроен, что можно и что нельзя, поэтому они считают, что возможно всё. Я помню, мне в детстве нравилось прогуливать школу и изучать жизнь, просто живя, ничего специально для этого не делая.

Эя, дочка бога, может слышать музыку каждого человека. Как вы думаете, какая ваша музыка?
Я не слышу свою музыку. И Эя тоже не слышит свою музыку, только других людей. Наверное, какая-нибудь хиппи музыка. Хотя музыку близких я тоже не слышу.

Вы и режиссёр, и сценарист, и продюсер “Новейшего завета”. Это вынужденная мера?
По поводу сценария. Я впервые работал над сценарием вместе с другом Томасом Гунцигом. Поэтому герои фильма говорят, как обитатели книги, они словно вырваны из реальности. А продюсером пришлось стать, потому что после фильма “Господин никто” никто не хочет продюсировать моё кино.

Мне кажется, у вас получилось вполне зрительское кино. Когда создаёте фильмы, думаете о том, кто это будет смотреть?
Очень сложно представить абстрактного зрителя, поэтому, когда я снимаю ленту, я представляю своих друзей. Возможно, это прозвучит эгоистично, но я снимаю кино в первую очередь для себя, я снимаю то, что мне самому хотелось бы увидеть.

В чём главное отличие европейского кино от американского?
Сами фильмы сложно сравнивать, каждый индивидуален. У нас в Бельгии нет киноиндустрии. Никто не просит нас создавать кино, и наше кино никому не нужно. Если представить, что есть некая труба, по которой идут фильмы на телевидение и в кинотеатры, то мои фильмы в форме треугольников, и они не формат, они просто физически не могут пролезть в эту круглую трубу. Мне кажется, в России похожая ситуация. И русские и бельгийские режиссёры не могут соревноваться с киноиндустрией Голливуда, поэтому им приходится создавать что-то новое, фильмы, которые раньше никто никогда не делал, и, возможно, которые никогда не выйдут в широкий прокат.

Какой последний русский фильм вы смотрели?
“Левиафан” Андрея Звягинцева. Меня изумил этот фильм. Он ничего не боится. Он может гордиться собой.

Как вы думаете, почему ваш фильм должен понравится русским зрителям?
Мне кажется, русской душе придётся по душе фильм, потому что в нём смех сквозь слёзы.

Знаете, “Новейший завет” мне понравился даже больше, чем “Господин никто”. Я считаю, что это ваш лучший фильм.
Я очень люблю “Новейший завет”. Но, наверное, всегда буду отдавать своё предпочтение “Господину никто”. Не знаю почему. Возможно, потому что он провалился почти во всём мире, кроме Бельгии и России. На его создание у меня ушло около 10 лет, поэтому я чувствую к нему привязанность. Но выбрать любимый фильм я не могу, это как выбирать между своими детьми.

Есть предположения, чем обусловлен успех “Господина никто” в России и в Бельгии?
Нет. Я могу создавать фильмы, но не могу предсказать, что с этими фильмами будет. Для меня всегда это было загадкой. Знаете, это как забросить бутылку в море. И сами люди зачастую не могу объяснить, почему им нравится или не нравится мой фильм. Возможно, с кино, как с ресторанами, никто не ходит в пустые заведения.

Т.е. снимая фильм, вы не думаете об успехе?
Нет. Во-первых, я не понимаю, что такое успех. Когда много зрителей, или когда твой фильм переснимают 40 лет спустя…

Как вы оцениваете шансы “Нового завета” на “Оскар”?
Это как купить лотерейный билет, остаётся только надеется, ведь в мире много хороших фильмов. И “Оскар” - это не то, ради чего я делаю кино.

Так, а ради чего вы делаете кино?
Я ищу красоту. Но красота непостижима. Даже сейчас, когда я прекрасно знаю свою работу, знаю, как выставить свет, настроить камеру, как разговаривать с актёрами, как писать и переписывать сценарий… Я всё равно не могу объяснить, почему иногда я чувствую, что вот эта сцена красива, а вот эта нет. Вы когда влюбляетесь, тоже чувствуете, что влюблены, но объяснить, почему именно в этого человека, вы не можете.

Я читала, что вы были клоуном в начале вашей карьеры, как вы в итоге стали режиссёром?
Не знаю. Помню, когда я впервые решил, что буду режиссёром, и сказал об этом маме, она ответила: “Это чудесно! Я так боялась, что ты останешься клоуном”.(Смеётся.) И будучи клоуном, я начал снимать короткометражки для детей. И в какой-то момент мне пришлось выбирать между клоуном и режиссёром. И режиссёр всё-таки победил.

                                                               Четыре факта из жизни

                                                     Что мы не знали, но хотели бы знать

Родовая травма

 

Жако ван Дормель пережил тяжёлую родовую травму и чудом остался жив. «Мама очень боялась за меня, – рассказал Metro   режиссёр. – Она думала, что у меня будут проблемы с головой. Кстати, она до сих пор иногда косо посматривает на меня. Она ещё жива, как и мой отец. Ему 100 лет. Кстати, он есть в «Новейшем завете».

Работа клоуном

 

Будущий режиссёр начинал работу как профессиональный клоун. «Будучи клоуном, я начал снимать короткометражки для детей, – говорит Жако. – И в какой-то момент мне пришлось выбирать между клоуном и режиссёром. И режиссёр всё-таки победил. Когда я впервые решил, что буду режиссёром, мама сказала: «Я так боялась, что ты останешься клоуном».(Смеётся.)

Семья в кино

 

Жена – балерина и хореограф Мишель Анна Де Ме (на фото). У супругов двое детей. «В новой картине жена играет женщину, которая умерла в ванной, когда ей пришла эсэмэска о том, что ей осталось жить несколько минут, – рассказывает Жако. – Моя дочка играет телеведущую. Сын играет Кевина (он выбрасывается из окна самолёта, чтобы проверить, умрёт или нет). И я там есть». 

«Господин Никто»

 

Фильм о последнем смертном человеке на земле режиссёр делал 10 лет. «Я, наверное, всегда буду отдавать своё предпочтение «Господину Никто», – говорит автор. – Не знаю почему. Возможно, потому, что он провалился почти во всём мире, кроме Бельгии и России».