15 января на ТНТ стартует спин-офф сериала «Наша Russia» – «Бородач», продюсером которого выступил Гарик Мартиросян.  

Можно ли сказать, что «Бородач» – первый ТВ-спин-офф российского сериала?
Я бы не стал называть «Бородача» сериалом, это новый жанр, мы хотим попробовать его впервые на ТНТ. Это и не ТВ-программа, и не документальное кино, и не сериал, и не телефильм, это что-то совсем новое, смешное и удивительное. Это синтез всех этих стилей - всё начинается с документальных кадров в отделении полиции, потом  кино – взрывы, спецэффекты, разрушения, каскадеры… Если быть честным, то это смешной фильм-катастрофа.

Там, наверное, полно шуток про бороду?
Вы не поверите, мы сделали 15 серий, и там нет ни одной шутки про бороду.

Вы значитесь продюсером «Бородача». Для обычных людей продюсер — это тот, кто достаёт деньги из широких штанин.
Нет. Раскрою секрет: на ТВ всё не так. На ТНТ всё очень просто. ТНТ из широких штанин достаёт деньги и говорит вот вам столько-то тысяч или миллионов рублей, произведите, пожалуйста, столько-то тысяч или миллионов серий. Тут уже начинается продюсерская работа: нужно решить, кого позвать на главную роль, кого на второстепенные, сценарий, свет, звук, режиссёр, где найти музыку, как договорится с правообладателями песни, натура, съёмки, локации. Так что у меня творческо-технические задачи, а финансовые сведены к минимуму благодаря правильной политике канала. ТНТ требует не только, чтобы сериал окупился, они требуют, чтобы этот чёртов «Бородач» был смешным. И представляете, нам приходится мучиться и снимать хороший сериал.

А как сценарист вы участвовали в проекте?
Частично.

Тяжело столько лет извергать из себя шутки? Нет ощущения, что вы исписались?
Нет, не тяжело. Потому что я не извергаю из себя шутки, я делаю только то, что мне интересно. В случае с «Бородачом» мы сознательно пошли на такой эксперимент. Мы дорастили маленького 3-минутного «Бородача» из «Нашей Russia» до 30-минутного ТВ-сериала. Мы создали нечто такое, чего ещё не было на ТВ.

Вы так давно знакомы с Михаилом Галустяном. Самое странное, забавное воспоминание, связанное с ним?
Слушайте, в Мише вообще всё очень странно. Я не знаю ни одного армянина, который так фанатично увлекался симуляторами управления самолётом.  Мы с ним даже ездили в Домодедово, где летали на огромных французских симуляторах, в точности повторяющих Airbus A380. Он фанатик лётного дела! Ещё он очень любит страйкбол, организует чемпионаты. А ещё он фанат компьютерных игр, хотя среди армян много любителей компьютерных игр. Галустян – самый технически продвинутый человек из всех, что я знаю. Если где-то вышло приложение для телефона, оно уже месяц, как есть у Миши. Галустяна – это такой i-Мэн.

Про Армению. Вы, наверное, знаете, что Сарик Андреасян недавно закончил съёмки фильма «Землетрясение» про трагедию 1988 года в Ленинакане. Где вы были, когда произошло землетрясение? Вам хотелось принять участие в создание фильма?
Этот день помнит каждый, кто был в сознательном возрасте. Мне тогда было 14 лет и я жил в Ереване. Это случилось утром, поэтому я был в школе. Мы быстро выбежали на улицу, побежали домой. Помню, люди так боялись, что спали в машинах на улице. Многие города были разрушены, слава богу, что не затронуло Ереван. Это чудовищно то, что случилось. Большей в жизни трагедии я не видел. Я знаю, что Андреасян снял фильм. Но я ничего не понимаю в кино, поэтому, наверное, и хорошо, что я не принял участие в картине.  

Александр Цекало говорил, что собирается « Прожекторперисхилтон » вернуть, вас звал?
Знаете, он мне писал тут как-то эсэмэс. Но сумма, которую он озвучил, меня не заинтересовала. Сами согласитесь, пять тысяч рублей за возвращение в « Прожекторперисхилтон » мало. Теперь я жду приглашения от других людей. (Смеётся.) Это шутка, конечно. Прожекторперисхилтон закрылся четыре года назад. Я надеюсь, настанет время, когда он снова будет вещать и освещать своим юмористическим прожектором телезрителей.

Вот вы сейчас пошутили с серьёзным лицом, Семен Слепаков и многие другие юмористы также делают. Почему юмористы неулыбчивый народ?
Может, это говорит о том, что мы плохие юмористы. Когда Миша Галустян шутит, по его лицу сразу это понятно. Он всегда смешной. Вот что значит настоящий юморист. Поэтому он и снимается в главной роли в «Бородаче» , а нас с Семёном нет в кадре. Так нам и надо.

А можно научиться шутить?
Конечно, можно научиться шутить. Вся школа КВН заточена под это. Безусловно, если у вас нет природных данных, то вряд ли.

Встречаетесь со своей командой КВН « Новые армяне»?
Да, конечно, с некоторыми раз в неделю, а с некоторыми каждый день.

Вы в жюри Comedy Баттл, участники пытались вас подкупить?
К моему большому сожалению, большинство участников Comedy Баттл молодые студенты, у которых нет денег. А то я бы взял. Я ещё тот взяточник! (Смеётся.) А если серьёзно, то у нас всё честно. Ведь речь идёт о судьбе людей. Симпатизировать кому-то и толкать его дальше, хотя человек плохо шутит, это маразм.

Юмор эта та сфера, где сразу видно, что человек может, и никакие взятки не помогут?
Я не знаю, как на других каналах, но у нас в программах точно так.

Вы человек, который сам себя сделал. Когда вы встречаете людей, которые явно по карьерной лестнице не сами поднялись…
Нет такого человека, который чего-то добился, и он тут ни при чём. Но есть люди, которым помогали больше, есть люди, которые двигались быстрее благодаря связям. Кто-то про меня думает, что меня кто-то двигал. Отрицать это бессмысленно, потому что никто не поверит. А правда в том, когда мы с Артуром Джанибекяном приехали в Москву, у нас в Москве не было ни одного знакомого, кроме Александра Маслякова и Константина Эрнста, которые не имели отношения к ТНТ. На ТНТ мы никого не знали. Так что Comedy Club —  это коллективная плодотворная работа. Это общая заслуга очень многих людей. Я всех призываю не рассматривать какие-то теории заговора, особенно на телевидении. Если ты действительно идёшь к правильной цели, если ты талантлив, ты обязательно достигнешь успеха. Если не через год, так через десять лет. А если ты руководствуешься тем, что нужен блат, нужно кому-то заплатить, ты сделаешь этот проект, но он очень быстро развалится.

Как будет развиваться Comedy Club?
Со следующего года зрители ТНТ увидят обновлённый Comedy Club. Каждая программа будет тематической. Раньше у нас это было раз в месяц.

У многих молодых людей дома нет телевизора, они не смотрят передачу, но смотрят видео с конкретными номерами, это как-то где-то считывается?
По-моему, это не считывается, но прилагаются все усилия, чтобы это считалось. В Интернете нас смотрят ещё больше, чем по телевизору.

Почему так мало женщин в юморе? В Comedy Club только одна.
Две — Марина Кравец и Гарик Харламов. Он же был женщиной по имени Вероника, ему делали операцию, он играл за команду « МАМИ » , должен был перейти в команду « Незолотая молодёжь » . У него была психологическая травма. 

А если серьёзно? 
У нас есть Comedy Woman.

Куда вы изгнали всех женщин, которые не дотянули до Comedy Club.
Мы с удовольствием взяли бы их. Мы много раз мы приглашали Comedy Woman в Comedy Club. Но у них есть отдельная передача.

А чем Кравец вас покорила?
Она сочетает в себе юмор Comedy Woman и Comedy Club, и актёрское мастерство у неё особое, и чувство юмора, и прекрасные вокальные данные и какой-то особый женский шарм. И Марина Кравец сама платит за то, что выступает в Comedy Club. Вот когда в программе нет Кравец, значит, она ещё не получила деньги на Comedy радио и не может оплатить своё выступление. Любая девушка может выступать в Comedy Club, если она внесёт большую сумму. (Смеётся.)

Женщины шутят хуже мужчин?
Нет. У женщин своеобразное чувство юмора. У разных мужчин и у разных женщин разное чувство юмора. Возьмём Кравец, у неё прекрасное чувство юмора, 

Было такое, что ваша жена как-то удачно дома пошутила, и вы использовали на сцене её шутку?
Миллион раз! Мне повезло с женой — у неё отличное чувство юмора. И это объективная оценка, а не субъективная. Она часто говорит остроумные вещи.

Семён Слепаков говорил, что современный юмор основан на подглядовании. Вы когда-нибудь выносили семейную зарисовку на суд общественности?
До таких крайностей не доходит. Всё-таки Comedy Club – резкая трэш-программа, в ней утрированное мироощущение, такого в жизни не бывает. Мы не используем сценки из нашей жизни.

Вы хотите сказать, что в Comedy нет ничего из жизни?
Конечно, здесь всё придумано нами. Жизнь бывает гораздо смешнее Comedy Club, но об этом со сцены не расскажешь.

Есть мнение, что юмор сейчас приносит деньги, и поэтому любой юмористический проект — это погоня за деньгами, а не авторское высказывание.
Есть, конечно, проекты, которые сделаны только для того, чтобы зарабатывать деньги. Их очень легко вычислить. Они не могут долго идти. Comedy Club существует 13 лет, из них 10 лет – в эфире ТНТ. Как вы думаете, если бы мы гнались только за деньгами, мы продержались так долго? Это невозможно! Такие нелепые высказывания звучат на протяжении всего периода существования программы. У нас вышло уже 462 передачи. Я готов отдать любые деньги любому творческому коллективу, который произведёт 462 часовые передачи каждую неделю в течение 10 лет. Я серьёзно! Я уверен, что эти передачи не только не будут смешными, их вообще не будет.

Вы как художественный руководитель подвергаете цензуре номера в Comedy Club?
Конечно! У нас много политических, остросоциальных шуток, сценок, песен, у нас нет цензуры по жанру шуток, у нас, скорее, цензура по дозволенности шуток. Хотя нас сильно критикуют, мол, кошмар в эфире, всё ниже пояса, всё пошло и отвратительно, но я этого не вижу. Для меня пошло и отвратительно, когда не смешно. На других каналах полно несмешных юмористических передач, которые давно пора закрыть. Слава богу, многие сами закрылись. Многие из резидентов Comedy Club очень молоды, и сами не понимают, что говорят и могут ляпнуть со сцены что-нибудь совсем не то. Всё, что граничит с трагедиями, болезнями, со смертью, войнами, — это совсем неприемлемо, этого никогда не будет в Comedy Club на ТНТ.

Скоро Новый год. В Comedy Club многие будут петь, а вы?
Все будут петь! Будет караоке-конкурс, в котором примут участие все звёзды ТНТ. И чтобы не уподобиться другим каналам, которые проводят конкурсы, а призов не дарят, мы оплатили победителям путешествие на двоих в Токио – родину караоке. Это правда. Лично оплачивал.

А сам Новый год как встретите?
Дома. С близкими. Традиции такие: безудержно веселиться и не спать до утра. В чудеса я не очень верю, но загадаю желание. Учитывая обстановку в мире, хочется чтобы следующий год был мирным, остального мы как-нибудь добьёмся сами всей страной. 

А на новогодних каникулах что делаете?
Мы всей семьёй собираемся пойти на новое шоу JOEL Cirque Du Soleil.