Игорь Станиславович возглавил АО «СпецМаш» примерно 10 лет назад — за это время предприятие выросло в группу компаний, выйдя на качественно новый уровень. Вообще, у Невировича немного «советское» отношение к труду, в том смысле, что он пытается брать все лучшее из советской школы — например, при приеме на работу новых сотрудников Игорь Невирович лично общается с каждым кандидатом, и потому всех работающих на предприятии знает в лицо и по имени.

Как Игорь Станиславович появился на «СпецМаше»

Возглавить небольшую частную компанию, созданную для работы в системе ВПК, его пригласил президент Российского центра атомного судостроения Д.Г. Пашаев. Предполагалось, что предприятие займется исполнением небольших заказов, которые были неинтересны гигантам оборонки, но Игорь Станиславович сделал, казалось бы, невозможное — превратил «СпецМаш» в современное производственное объединение, способное решать самые различные, уникальные задачи.

Помог большой опыт и знание производства: Игорь Невирович свою карьеру начинал на бывшем Ленинградском Адмиралтейском Объединении (ныне более известном как «Адмиралтейские верфи»). И если в начале своей работы он был лишь помощником мастера построечно-сдаточного цеха, то потом поднялся до должности старшего сдаточного механика энергетических установок на АПЛ, стал начальником цеха.

Как отмечает сам Невирович Игорь Станиславович, оборонная отрасль — замкнутый мир, где все друг друга знают, знают: кто чего стоит. В 1995 году Невировичу предложили войти в руководящие органы только что созданного предприятия, перед которым была поставлена задача разработки технологий утилизацией атомных подводных лодок, которые выводились из состава флота. До того, с такими задачами советская, а потом российская промышленность не сталкивалась. Игорь Станиславовичу тогда пришлось много выезжать для  изучения существующих технологии —  на основе полученных данных делались доклады и предложения по развитию собственных производственных мощностей.  

Какого Невирович мнения о современных руководителях

Не очень хорошего. По его мнению, современные наставники часто не вникают в суть работы предприятия и рабочих. Начальник идеально контактирует с элитой, банками, а в производстве он ничего не смыслит: отгородится отдельным кабинетом с секретаршей и сплит-системой, и следит за производством через видеокамеры — контролирует. Но что он может контролировать, если он зачастую даже не понимает, чем люди заняты, какие у них обязанности? Рабочий на месте — значит все хорошо А чем он реально занят, для такого начальника не понятно и не важно.

Гендиректор «СпецМаша» Игорь Невирович считает, что назначать излишне молодого начальника на ответственную должность не стоит, пусть даже он и «семи пядей во лбу». «Если ему только 35 лет, как он может руководить производственным коллективом, не зная производства, не имея элементарных навыков взаимодействия с рабочими?» — задается вопросом Ниверович. — «Да, сейчас есть дефицит руководящих кадров. Так давайте, если назначать молодого директора, то к нему ставить рядом человека, кто будет учить его управлять производственным предприятиям» — предлагает гендиректор ОАО «СпецМаш»

Игорь Невирович полагает, что на любых собраниях, совещаниях, планерках работника старой закалки видно издалека — он не закатывает глаза, не дает невыполнимых обещаний — он просто и по делу говорит.

Производственный коллектив — как считает Игорь Станиславович, должен если не выбирать руководителя, то хотя бы иметь возможность высказать свою позицию по предложенной кандидатуре: поддержать того, кто знает проблемы предприятия изнутри, кому люди готовы доверять. «Руководство предприятием — большая ответственность перед людьми, с которыми работаешь. — говорит Ниверович. — Ты отвечаешь за них. Ты им платишь заработную плату, отвечаешь за их семью». На «СпецМаше», кстати, зарплату сотрудникам не задерживали ни разу за девять лет.

За прошедшие годы у ОАО «Спецмаш», как рассказывает Игорь Невирович, сложилась своя специализация — реализация под ключ крупных и уникальных проектов, требующих от подрядчика широкого набора компетенций: от разработки проектных решений до проведения монтажных и пуско-наладочных работ. В частности, два крупных проекта предприятие реализует для ЦНИИ им. Крылова. Это поставка и монтаж волнопродукторов для двух новых испытательных бассейнов (оффшорного и мореходого) и, то чем специалисты «СпецМаша» по праву гордятся, строительство «в открытом поле» пожарного стенда, представляющего собой 18-метровую часть отсека подводной лодки, возведенную с учетом всех технических требований к реальным судам.
    
Хотя «Спецмаша» создавался, в первую очередь, как производственное предприятие и многие работы проводит на собственных мощностях, как отмечает Игорь Ниверович, в современных условиях производить все «от и до» у себя невозможно и экономически не оправдано. «Спецмаша» сотрудничает с большим числом предприятий как в России, так и за рубежом. Например, волнопродукторы для ЦНИИ им. Крылова были изготовлены немецкой Bosch, а «Спецмаша» отвечал за его стандартизацию с учетом российских нормативов, поставку, монтаж  и проведение пуско-наладочных работ. По-прежнему много контактов, по словам Игоря Ниверовича, с оборонными предприятиями, расположенными в странах СНГ, хотя из-за сложной политической ситуации прекращено сотрудничество с Украиной.

В будущее генеральный директор ОАО «Спецмаш» смотрит с оптимизмом: «сейчас есть прогресс, есть воля и заинтересованность «все поднять и сделать» — говорит Игорь Станиславович. Предприятия выстроились в очередь за гособоронзаказами — налицо здоровая конкуренция, о чем никто не мог даже мечтать еще пару десятков лет назад.

Сетует Игорь Ниверович на кадровый голод, который и «Спецмаш» и отрасль в целом по-прежнему испытывают. Гендиректор «Спецмаша» сам ходит в учебные заведения — «Корабелку», «Военмех» — ищет кадры, агитирует студентов идти работать на предприятие. При этом Ниверович в отличие от многих хорошо отзывается от современной молодежи, отмечая, что «это в основном прекрасные ребята, образованные, схватывающие все на лету». Но выезжать на Крайней Север на ремонтные базы в поисках романтики сейчас мало кто хочет — студенты пошли более прагматичные. По словам Игоря Невировича, молодежь  надо серьезно заинтересовывать, учить производственной деятельности и культуре взаимоотношений в производственном коллективе.

По мнению Игорь Станиславовича, в России вообще несколько другое отношение к труду, чем, например, на Западе. «Там люди более пунктуальны. Но технические решения наши люди быстрее принимают. Наши специалисты смелее в принятие решени — говорит Ниверович. — Если зарубежные работники чего-то не добиваются, они бросают и начинают заниматься другими направлениями. А у нас люди любое дело доводят до конца. Даже если это связано с дополнительными затратами как финансовыми, так и людскими. Как у нас говорят, победителей не судят».

Для справки:

Невирович Игорь Станиславович родился в городе Фрунзе Киргизской ССР 57 лет назад. В 1982 г. окончил Ленинградский кораблестроительный институт. Вся последующая трудовая деятельность его была связана с выбранной специальностью и проходила на различных судостроительных предприятиях ВПК.

АО «СпецМаш» Игорь Ниверович возглавил в 2007 году. На сегодняшний день предприятие выполняет большой объем работ в рамках гособоронзаказа, активно занимается НИОКР, направленными, в том числе на решение задач импортозамещения.

Крупные проекты последних лет связаны с поставкой и монтажом специального оборудования для нужд крупнейших предприятий судостроительной отрасли. Расширяет «СпецМаш» и собственную производственную площадку в Кронштадте – в этом году завершится строительство нового цеха.

Еще одно направление деятельности, которому Ниверович придает не меньшее значение, чем самому важному производственному заказу — благотворительность.
Сейчас, по словам Игорь Станиславовича, предприятие тесно сотрудничает с тремя фондами, в числе которых Санкт-Петербургская ассоциация ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, через которую оказывается помощь семьям участников чеченской кампании. Помогает «СпецМаш» сохранять память о Великой Отечественной войне — так, в Невской Дубровке была поставлена часовня в память сотрудникам военной контрразведки, установлены памятники контрразведчикам  в Ростове-на-Дону и в Калининграде
Вся семья Игорь Станиславовича живет в Петербурге. Дочь выучилась на прокурора, но сейчас сидит с ребенком в декретном отпуске. Сын же решил пойти по юридической специальности и стать юристом. Невирович признается, что в плане отдыха предпочитает съездить в леса Ленинградской области на охоту, но времени совсем нет — все подчинено работе в ОАО «Спецмаш».