Кресты на российских кладбищах были практически во все времена. Они появились на погостах еще задолго до крещения Руси князем Владимиром, так как христианские диаспоры присутствовали практически в каждом из крупных русских городов, и прежде всего – в Киеве и Новгороде. Русичи, в массе своей бывшие язычниками, достаточно толерантно относились к чужой вере и иногда переходили в нее по своему желанию. Особенно массовым этот процесс сделался при княгине Ольге, которая приняла христианскую веру из рук константинопольского базилевса, и поощряла к тому же своих подданных.

Но, конечно, стабильно начали ставить православные распятия на могилах после принятия христианства практически всеми гражданами киевского государства. Вскоре захоронение без этого знака на русских кладбищах встретить стало почти немыслимо. Долгое время современных светских моделей памятников не было вообще. Единственной вариацией стала часовенка, выстроенная над погребением какого-нибудь богатого лица. Только в самом конце 18 – начале 19 века стали появляться каменные надгробья горизонтального типа, похожие на прямоугольный саркофаг с распятием, или скульптуры скорбящих ангелов на высоких постаментах. Потом начали делать вертикальные стелы с крестами, надписями и барельефами в виде венков, лавровых ветвей, голубей и прочих знаков славы, памяти, вечности, скорби, любви. На могилах же небогатых людей ставили исключительно деревянные кресты безо всяких дополнений.

Традиция в основном прервалась только при советской власти, да и то не сразу. Еще в 20-е – начале 30-х годов 20 века на многих сельских кладбищах советской страны сохранялись древние религиозные обычаи, которые исчезли лишь после Великой Отечественной войны, когда кресты окончательно заменили звездами. А начиная с конца 80-х православие снова начало свое постепенное возвращение в отечественную культуру, в том числе и в ритуальную сферу. Кресты опять заняли свое законное место на кладбищах.

Символическое значение креста

Значение в современном массовом сознании в первую очередь связано с христианским вероучением. Конечно, еще до возникновения христианской доктрины, знаки перектестья были характерными признаками самых разных верований. У множества народов он ассоциировался практически с одним и тем же: четырехчастным пространством, вечным круговращением времен и персонально – с космосом, землей, луной и солнцем. Во времена появления единовластия в разных странах крест становился символом царского величия и могущества. Кроме того, его использовали при отправлении культов жрецы наравне с заклинаниями и прочими священными изображениями. В разных видах крестообразные символы почитали в Шумере и Вавилоне, Египте, Индии, Древних Греции и Риме, в Финикии, Полинезии, Китае, северной и южной Америках и во многих прочих древних землях, ставших местом расцвета великих и малых цивилизаций. На заре же Средневековья, наравне с христианским, почитался и кельтский вариант креста, который еще древние друиды высекали на своих таинственных вертикально установленных камнях.

Для христиан этот знак стал важнейшим символом веры, Божьего всесилия и мощи. Он связан с идеей бессмертия, воскресения Иисуса и вечной жизни души. Именно христианство дало миру новое значение образа – как животворящего креста, который является залогом спасения и искупления грехов человеческих. Кроме того, впервые в религиозном атрибуте были переплетены идеи высшей божественной силы и жертвенности через мучительное умерщвление плоти (ведь крест у тех же римлян был орудием позорной и тяжелой казни для инородцев, поэтому Иисуса распяли именно на нем).

На кладбище крест символизирует спасение души усопшего и сулит ей прощение прижизненных человеческих грехов.

Изображение распятия

Отображение на христианском кресте изначально не присутствовало, а лишь подразумевалось. Реально оно появилось только в эпоху Константина Великого. Поэтому и до сих пор кресты бывают как с изображением Иисуса, так и без него. При этом принципиально отличаются католические и православные особенности того, как выглядит сам крест и распятый на нем Спаситель. Так, католические варианты всегда четырехконечные, с латинской аббревиатурой INRI на верхней части. Иисус прибит тремя гвоздями, так что его ноги соединены. Тело Христа измождено и по-настоящему висит на кресте. Его лицо искажено мукой, а из ран сочится кровь. Православные же распятия обычно шести или восьмиконечные, тело Искупителя прибито четырьмя гвоздями и не столько провисает, сколько как будто бы парит над крестом. Мученичество выражено здесь не так зримо, словно слабость человеческой плоти уже преодолена Божьей мощью. На верхней перекладине написано ИНЦИ («Иисус Назарянин Царь Иудейский»).

Деревянные ритуальные кресты

Деревянные ритуальные кресты являются наиболее распространенными. Их несут впереди гроба усопшего и устанавливают на могилах сразу же после того, как состоялись похороны. Зачастую они надолго заменяют традиционные памятники, а после установки последних иногда так и остаются вкопанными за стелой. Такие кресты обычно делают из сосны или клена. Если в жизни человек был очень религиозен, то родные могут отказаться от идеи поставить ему обычное надгробье. Тогда типовой могильный крест просто меняется на другой, зачастую тоже деревянный. Но в этом случае предпочтение уже отдается более дорогим породам: ясеню, дубу, грабу. А при наличии значительных денежных средств иногда приобретают эксклюзивные изделия из красного, черного и прочих эксклюзивных сортов дерева.

Деревянные модели красятся или обрабатываются специальными средствами, предотвращающими гниение, а после покрываются лаком. По способу отделки они бывают разными: и самыми что ни на есть простыми, и резными. По желанию заказчиков, дерево может быть украшено вырезанными на нем распятием, надписями (преимущественно это тексты молитв), ликами Иисуса или Богородицы.

Металлические варианты

Металлические кресты тоже достаточно популярны. Они считаются более надежными, а по цене не слишком превышают деревянные.

  • Самые бюджетные свариваются из трубы и покрываются краской. Их по желанию украшают различными витыми фигурами, а сверху приваривают таблички для портрета покойного и надписей (фамилии, имени, отчества и дат жизни и кончины).
  • Более дорогими и красивыми считаются кованные и литые кресты из металла. Они обычно разнообразны по форме и богато украшены узорами (например, оплетаются выкованными розами или виноградной лозой с плодами). Такие изделия тоже красят, но преимущественно в черный цвет. Иногда на них наносят благородную патину.

Каменные модели

Каменные модели, наиболее прочные и мало подверженные разрушениям, в последнее время встречаются на кладбищах все чаще. Обычно их производят из мрамора или гранита, но иногда можно увидеть и крест, сделанный из литьевого мрамора. Натуральный камень, конечно, наиболее долговечен и очень эффектно выглядит. Крест из него недешев, так как становится плодом ручного труда квалифицированного мастера. Зато результат стоит того. Такие надгробья-кресты могут быть как лаконичными по форме, без изысканной отделки, так и с причудливой конфигурацией, а также украшенными всякими художественными элементами (цветами, ангельскими силуэтами, гравированными изображениями Христа, Богоматери, апостолов).

Комбинация креста и стелы – компромиссный вариант выбора. Он реализуется по-разному, но всегда крест так или иначе выступает из стелы: вырастает из куполообразного навершия, приобретает форму барельефа, выступает из боковой грани памятника и т.д. В самом простом случае распятие изображается вверху на передней части стелы в виде гравировки.

Очень часто кресты включают в мемориальные, в том числе и скульптурные композиции. Это может быть, например, распятие, венчающее надмогильную часовенку или поднятое к небу рукой мраморного ангела. Как бы и из какого материала ни был изготовлен могильный крест, он привносит в общее оформление захоронения особую ауру чистой духовности и говорит о приверженности покойного и его семьи христианским ценностям.

Подробнее можете прочитать тут.