В России выросло потребление свинины – аналитики уверенно называют цифру в 29 кг на одного человека в год, что практически равно уровню потребления свинины в богатых странах Запада.

  Причины, по которым это произошло, известны. К началу "десятых годов" этого века в России увеличилось собственное производство свинины –  как закономерный результат усилий правительства, направленный на возрождение полностью разрушенного советского свиноводства (проект развития национального АПК). Те из производителей, которые первыми вложились в этот проект, успели получить очень высокую прибыль при короткой окупаемости (доходность могла составить 50% и больше), а полная окупаемость происходила меньше, чем за 10 лет (в среднем – за 5-7 лет). На кредитование таких агрокомплексов охотно откликались банки – кредиты, выданные даже под очень высокий процент, успешно и вовремя погашались, обеспечивая банкам хорошую стабильную  доходность.

  Кроме того, несколько снизилась пошлина на ввозимую импортную свинину, что создало условия для конкуренции на внутреннем рынке. Более того, спрос на импортное, облагаемое пошлиной мясо, продемонстрировало  всю уязвимость производства отечественной свинины – даже при наличии весьма высоких пошлин, импортная свинина до сих пор востребована и конкурентоспособна. Кроме замороженного мяса, хорошо востребованы все предложения по опту  продукции мясопереработки: оптовые поставки шпига для колбас, все виды субпродуктов оптом (для тех же целей), консервированное мясо (тушенка из говядины оптом).

  Все это, вместе взятое, способствовало тому, что цены на свинину снизились или, по крайней мере, полностью остановились в росте, что стало заметно даже розничным покупателям. Замедлился, соответственно, и рост цен на переработанную свинину (например, во всех предложениях по цене тушенки оптом эта тенденция прослеживается особенно отчетливо). Как следствие – обозначился рост потребления свинины в России, причем впервые в новейшей истории России свинина обошла в спросе традиционно предпочитаемую в народе говядину. Более того, рост потребления свинины наметился даже в регионах с преимущественно мусульманским населением – например, в Татарстане: эксперты объясняют это влиянием экономического кризиса, заставляющего очень вдумчиво относиться к семейной продуктовой корзине.

  Ровно те же проблемы  существуют и у другой отечественной отрасли – птицеводства. С одной стороны, происходит уверенный рост производства мяса птицы, с другой – обозначился потолок потребления мяса птицы, что является серьезным сигналом для производителей. Правда, стоит отметить, что из мяса птиц также изготавливают консервы, однако, судя по анализу предложений типа "тушенка оптом из мяса птиц", здесь пока нет тенденций к снижению цен – эта разновидность консервов всегда хорошо раскупается, даже без заметных сезонных изменений в спросе.

  Кроме того, отечественное птицеводство, прекрасно освоившее выращивание поголовья птиц, практически не занимается племенной работой и созданием инфраструктуры отрасли (нет современных полигонов для переработки отходов, нет отечественной базы для производства комбикормов, очень мало современных мясоперерабатывающих комплексов и т.д.). Это означает, что резервы для роста прибыли теперь стоит искать исключительно внутри отрасли путем снижения издержек производства и создания разветвленной инфраструктуры, что не может не радовать покупателей.

  Стоит отметить, что российские проблемы весьма созвучны с зарубежными. В странах, традиционно являющимися поставщиками мяса на внешний рынок, тоже возникли проблемы с развитием отрасли: этому способствовал и мировой кризис, и снижение курса доллара (относительно курса евро), и общезападное противостояние России – отказ нашей страны от ввоза мяса из стран, попавших под продуктовое эмбарго, оказал существенное негативное влияние на развитие животноводства в этих странах, вследствие чего произошло снижение цен на свинину (в ряде стран – резкое).  В подтверждение своих выводов, экономисты приводят данные по динамике потребления свинины в Европе. Здесь покупательский рост обеспечили страны Южной и Восточной Европы – иными словами, самые бедные страны ЕС.