Сущность искусства театра была предметом размышлений многих теоретиков и философов театра. Хотя придумано и используется множество терминов, никто не смог выйти за пределы утверждения, что театр является эквивалентом жизни, иллюзией, которую мы сами рождаем воображением. И не важно, имеем ли мы дело со спектаклем заслуженного «Национального театра» или с видом театрального маргинала, называемого по-английски «fringe». На фестивале в Омске появился такой спектакль-маргинал, его представил коллектив из Дрездена «Performance. Dramaten». Само название спектакля «Представление уникумов - лучшее в городе» заранее рождало некие предположения. Мир странных существ всегда беспокоил и удивлял «обычных людей». Карлики, великаны, женщины с бородой, телята о пяти ногах привлекали внимание князей и черни. В конце концов, они оказались в цирковых повозках, неизменно занимая писателей и драматургов. В театр кукол они попали во многом благодаря посредничеству модерниста Вильгельма Шольца, пьесу которого «Doppelkopf» («Двухголовый») играл знаменитый немецкий кукольник Харро Зигель, который настолько смог заинтересовать зрителей, что заказ билетов в театры Москвы обрел новых масштабов. Можно сказать, что два артиста из Дрездена, бывшие студенты Берлинской театральной школы, во многом следуют Зигелю, хотя уже носят костюмы современных исполнителей-перфомистов. Мы видели сценки, в которых действовали удивительные фигуры: карлик с короткими ручками, ушастый великан, невероятная фигура с песьей головой и человек-рыба - они напоминали гротесковых химер средневековья. Была также и дрессура, ее жертвой стала молодая девушка, которую дрессировщик с помощью кнута заставил лечь на сцену, а большой упитанный конёк пытался совокупиться с ней. Чистый сюрреализм, ни дать ни взять - диковина. «Fringe» действительно может поразить, так как сделаны все эти эпизоды поистине превосходно.

Конечно, существуют более простые и извечные импульсы создания театральных представлений. В нашей постмодернистской культуре не все чувствуют исчерпанность идей, тем более, средств художественного выражения. Приходят новые поколения, которые ищут собственную правду, смысл и способ существования. Такие желания появляются главным образом в сообществах молодых, существующих в мире политических ограничений. В их ситуации художественное послание может оказаться единственной формой свободного высказывания, ведь их представления увидят многие, поскольку купить билет в театр позволяет сайт или касса, а это расширяет зрительские горизонты. Метафора имеет не только поэтический, но и глубоко человеческий смысл. Думаю, что именно так можно интерпретировать спектакль Иранского театра (Тегеран), имеющий наивное название «Последний цветок». Забота о красоте жизни соединялась в нём с сетованием об утрате этой жизни. Иной путь к театру кукол - это путь художника, мечтающего оживить мир собственной материализованной фантазии. Таков, например, авторский спектакль «Иллюзион» Андрея Ефимова в Екатеринбургском театре кукол. Ефимов-кукольник хорошо помнит историю своего театрального дела, сюжеты, им сочиняемые, в каком-то смысле воссоздают эту историю - от популярной ярмарочной игры до высокого искусства, которые описаны в анонсах на сайте mirbileta.ru. Мы удивляемся не музыкальной шкатулке с крутящимися на ней куклами в начале спектакля, не фигурам, заполняющим всю сцену и соседствующим с маленькими куколками домашнего театрика. Нас захватывает глубина символики спектакля. В начале спектакля мы видим белую куклу - символ человека, стоящего на самом верху глобуса. Он неустанно движется, а вокруг летают большие птицы - белые и золотистые, порой они тревожны и недоброжелательны. Сценки салонного театра сделаны по принципу реприз. Вот человечек заинтересовался движением облаков. Он приносит лестницу, карабкается за ними, вместе с лестницей падает на землю. Но теперь облака не хотят его отпустить и поднимают в небо. На большой сцене разыгрывается пародия на Ромео и Джульетту... А вот Рыцарь с Пушкой, которая ведёт себя как его пёс. Воин заглядывается на Сирену, она прекрасно поёт. Герой кончает жизнь самоубийством, но Сирена воскрешает его, и, наперекор Пушке, они счастливы.