Берлинский кинофестиваль – самый непредсказуемый, и решения его жюри часто парадоксальны. С одной стороны, здесь принято поощрять интересные художественные эксперименты и важные политические высказывания, с другой – именно по этим причинам даже в основной конкурс часто попадают картины, от которых встают дыбом волосы и у зрителей, и у журналистов. Но решения, принятые жюри во главе с актрисой Жюльет Бинош в прошлую субботу, кажется, оставили довольными всех. Победили и искусство, и дух времени. Первое останется навсегда, а второй испарится – но пока что им есть что отпраздновать вместе.

Взявшие "Золотого медведя" "Синонимы" израильтянина Надава Лапида – и очень остроумное, изобретательное кино с потрясающими актёрами, и очень нежная и грустная история о чужаке в большом городе, и важное (по крайней мере, для Европы) высказывание о слиянии культур. Причём не только о радостях этого слияния, но и об утратах. Еврей хочет стать французом – и ради этого отказывается от собственной идентичности, снова и снова обнажаясь перед чужим приветливым, но плотоядным миром. Европа похищает его – но не было бы лучше, сохрани он свой темперамент, захвати щепотку соли с Мёртвого моря на французскую кухню?

На втором месте – с Гран-при жюри – фильм как раз таки из Франции. Это "По воле божьей" Франсуа Озона – тайно и стремительно снятое кино о реальных преступлениях, подозреваемых в которых будут судить через считаные недели. Преступления – системные растления мальчиков из города Лиона в католических скаутских лагерях, длившиеся десятилетиями. Обвиняемые – священник-педофил и епископ, прекрасно знавший о том, что творит его подчинённый. В Америке похожий фильм – "В центре внимания" – пару лет назад взял "Оскар", но голливудский подход к теме – чистая публицистика, пафосная и несколько однобокая. Другое дело – кино от Франсуа Озона. Это не журналистика, а литература – изысканная и утончённая, но при этом крепкая, опирающаяся на могучую традицию французской прозы.

На третьем месте – то есть с "Серебряным медведем" – немецкий фильм "Разрушитель системы". Это очень страшное кино, которое два часа подряд допрашивает зрителя, не стесняясь пыток. Вопрос звучит так: как поступить с маленькой девочкой, страдающей неконтролируемыми вспышками гнева? Никакая терапия не помогает. Медикаментозное лечение превратит ребёнка в растение. Социальная адаптация опасна: девочка бросается с кулаками на взрослых и сверстников, а в самые страшные моменты фильма остаётся один на один с маленьким сводным братом и грудным младенцем. Рациональное немецкое общество, привыкшее эффективно решать любые проблемы, не знает, как справиться с этой, а зрителю и вовсе остаётся молиться, что он никогда не столкнётся с чем-то похожим в жизни. Так Берлинале в очередной раз напоминает миру, ради чего вообще существует кино. Ради возможности переживать чужой опыт, узнавать в нём себя и сострадать. Снова и снова.

Российское кино в Берлине

В этом году нашу страну представляли две картины. Режиссёрский дебют актёра Александра Горчилина "Кислота" вошёл в программу "Панорама", драму Александра Золотухина "Мальчик русский" показали в рамках программы "Форум".