Несмотря на то что сейчас наука не считается исключительной мужской сферой, женщины по-прежнему не стремятся строить карьеру в этой области. И даже если им это удаётся, то таких всё равно меньшинство. Здесь – как и в технике, технологиях и математике – по-прежнему доминируют мужчины. По данным ООН по вопросам образования, науки и культуры, только 28% исследователей во всём мире – женщины.

28% составляют женщины от общего числа учёных в мире, согласно данным ЮНЕСКО.

– В целом стереотип, что наука – для мужчин, всё ещё угрожающе широко распространён, – рассказала Metro доктор Венди Бохон, геолог и специалист по научной коммуникации, член руководящего совета организации "500 женщин в науке". – Однако это зависит от области знания. В таких сферах, как биология, женщин больше, чем, скажем, в астрономии.
Холодная статистика ЮНЕСКО подтверждает, что только в каждой пятой стране достигнуто гендерное равенство. Например, в Латинской Америке женщины в среднем занимают 45% должностей в научно-исследовательской работе. Однако данная статистика распространяется не на все страны региона.

Тем не менее в глобальном масштабе цифры не такие обнадёживающие. В то время как в Швейцарии средний показатель женщин в науке составляет 34%, в Германии – 28%, а во Франции – 27%, в Японии он едва ли достигает 17%.

Согласно данным Минобрнауки 2018 года, доля женщин, занимающихся научной деятельностью в России, составляет 43%.

– Такая дискриминация, как неравная оплата за равный труд, неадекватная политика отпусков по уходу за ребёнком, гендерные нормы и домогательства на рабочем месте, зачастую препятствует женщинам в этой сфере и связанных с нею профессиях, – объясняет Бохон.

Дельфина Гросси, руководитель проекта "Женщины в Google", отмечает, что в компании по всему миру только 31% женщин занимают должности в области технологий и управления. Данная цифра выросла лишь на один пункт по сравнению с 2017 годом.

Она также отметила, что компания меняет способы найма своих сотрудников, а её политика открыта для всех – и рабочие места предоставляются независимо от пола соискателя.

– Мы всегда обращаем внимание на талант, а не на фотографии, – рассказала Гросси. – Мы должны добиться того, чтобы все сообщества извлекали пользу из Интернета, поскольку помимо гендерного разрыва существует и цифровая пропасть.

Разрыв начинается на ранних стадиях

Проблема гендерного неравенства в этой области начинается ещё в средней школе. Согласно исследованию, проведённому ЮНЕСКО в 2016 году, как правило, девочки лучше разбираются в математике в третьем классе. Однако эта тенденция меняется к шестому классу и сохраняется при поступлении в колледж: девушки реже выбирают карьеру, связанную с наукой и техникой.

Во многом низкий показатель женщин в науке обусловлен так называемыми горизонтальной и вертикальной сегрегациями. Горизонтальная сегрегация означает, что женщины склонны осуществлять деятельность, связанную с женственностью, в то время как под вертикальной сегрегацией понимается явление, при котором женщинам не удаётся достичь руководящих позиций в своей профессиональной карьере наравне с мужчинами.
Таким образом, многие женщины, которым всё же удаётся развить свой интерес к научно-техническим отраслям и сделать в них карьеру, публикуются реже, получают более низкую зарплату, чем их коллеги, а также никогда не занимают руководящие позиции в своих организациях.

– Предрассудки в отношении женщин в данных областях начинаются очень рано, ещё в начальной школе. Из-за отсутствия ролевых моделей многие девушки не видят себя учёными и даже не рассматривают это в качестве возможной карьеры, – заявила Бохон. – Кроме того, учителя, родители и сверстники часто внушают девочкам, что наука – это мужское занятие. Из-за этого девочки перестают изучать физику и химию, даже если им это интересно. Такая тенденция сохраняется и в колледже. Исследования показали, что учащиеся женского пола считаются менее компетентными, чем учащиеся мужского пола. Согласно данным, на "мужском" факультете университета женщин-аспирантов и докторантов меньше, чем на "женском" факультете. Кроме того, женщины и другие недопредставленные группы в меньшей степени получают консультирования и наставническую работу. Все эти, а также многие другие факторы препятствуют женщинам заниматься наукой или оставаться в ней.

В качестве реакции на данную проблему были приняты программы, направленные на привлечение девушек в науку и признание работы исследователей на международном уровне, а также подчёркивающие положительное влияние их работ на развитие общества. Ежегодно 11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке, призванный напомнить о том, что женский пол играет основополагающую роль в научно-технических сообществах и что их участие в науке необходимо усилить.

"Чтобы привлечь больше женщин в науку, необходимо целенаправленно создать опыт, который перекликается с их ценностями и показывает возможности того, что они могут сделать. Мы должны создать благоприятную обстановку для женщин, где они будут чувствовать свою значимость".
Жаннет Вульф,
исследователь по вопросам пола и гендерных различий

Как достичь гендерного равенства?
Доктор Венди Бохон выделила следующие основные моменты. Для этого необходимо:

  • Сформировать более гибкий график работы.
  • Обеспечить равную оплату за равный труд.
  • Больше учитывать мнения женщин в общественной сфере.
  • Изменить представление о том, кто может быть учёным и как он должен выглядеть.
  • Поощрять молодых девушек становиться учёными.
  • В целом добиваться того, чтобы идея женщин в науке воспринималась как норма.
Жаннет Вульф,
исследователь по вопросам пола и гендерных различий
Наука по-прежнему считается сферой, предназначенной  исключительно для мужчин?
Нет. И хотя области естественных наук и медицины всё ещё полны "гендерных мин", которые необходимо осознанно признать и деактивировать, я искренне верю, что есть место и – что более важно – потребность в нейроразнообразии во всех уровнях науки. Мужчины и женщины благодаря своему жизненному опыту зачастую привносят различные точки зрения, вопросы и подходы. Если нам удастся лучше уважать и использовать эту силу, мы сможем найти более эффективные решения сложных проблем.
Гендерный разрыв всё ещё высок или сокращается?
К сожалению, гендерный разрыв во многих сферах науки по-прежнему вполне реален и достаточно часто огромен... И хотя большинство из нас понимает, что он существует на самом деле, мы хотим верить, что это происходит где-то в другом месте. Из исследований мы знаем, что многие из гендерных разрывов являются результатом скрытого предубеждения, а значит, происходят непреднамеренно и на подсознательном уровне. Если мы действительно хотим ликвидировать гендерный разрыв в науке, нужно использовать системный подход без переложения вины, который признает, что у нас есть проблема, которую мы можем решить только вместе.
Что необходимо сделать для достижения гендерного равенства?
Не существует быстрых способов решения этих задач. Однако существуют систематические подходы, которые могут помочь в разработке системы сдержек и противовесов для устранения неравенства. Об этом может быть трудно говорить, однако пришло время честно попытаться.