Хоррор от Netflix "Птичий короб" недавно стал причиной появления довольно небезопасного челленджа (флешмоба, когда люди повторяют чей-нибудь "подвиг" и снимают это на видео): водители стали выкладывать ролики, в которых они ведут машину с завязанными глазами. В связи с этим YouTube  ввёл запрет на загрузку видео, герои которых совершают действия, опасные для жизни и здоровья. Также табу вводится и на жестокие розыгрыши – пранки, которые  заставляют жертву думать, что она находится в опасной ситуации.  

Авторам дали два месяца на удаление всех подобных видео, в будущем администрация YouTube будет делать это самостоятельно. За неоднократное нарушение правил пользователю грозит блокировка.

Тем не менее ролики с опасными челленджами ещё пока продолжают появляться на сайте. Кроме того, некоторые пользователи Сети раскритиковали решение YouТube, так как не уточняется, кто и как будет оценивать "опасность" тех или иных действий.

Мне кажется, что владельцы приняли верное решение. Это безумие уже вышло за рамки.
Маркус Месснер, специалист по социальным сетям

Факты:

  • 1,9 млрд пользователей ежемесячно заходят на YouTube.
  • >70% смотрят видео с платформы на мобильных устройствах.
  • 300 часов видео загружают ежеминутно.
Маркус Месснер
специалист по социальным сетям,  Университет Содружества Виргинии
Так ли необходимо введение нового запрета?
С каждым годом мы наблюдаем увеличение вызывающего беспокойство контента в социальных сетях. Как мы уже видели во время кризиса, вызванного волной фейковых новостей, администрация соцсети способна отрегулировать поступление такого контента, если на неё оказывается сильное общественное давление. В случае с YouTube, думаю, что компания должна была как-то отреагировать на ролики, авторы которых калечат себя или других. Теперь, когда у людей не будет ресурса для распространения такого контента, у них пропадёт стимул записывать такие видео.
Будет ли эффект?
Это, безусловно, не пройдёт бесследно для компании, ведь мы говорим о миллиардах часов видео – и это на одном YouTube. Администрации часто обращаются к пользователям с просьбой сообщать им о беспокоящем контенте. Безусловно, эффект от новых правил наступит не моментально.  С другой стороны, пользователи могут найти новый ресурс, где будут загружать свои ролики.
А как же свобода самовыражения?
Компании, которым принадлежат соцсети, всегда неохотно соглашаются на введение ограничений. Между цензурой и разумным урегулированием весьма тонкая грань. Но если мы говорим о конкретной ситуации с  YouTube, мне кажется, что владельцы приняли верной решение. Это безумие уже вышло за рамки. Многие помнят историю, как девушка из Миннесоты случайно убила своего парня, пытаясь сделать смешной ролик. Она выстрелила в обложку книги, которую держал её возлюбленный, и в итоге пуля попала ему в грудь. Такое не должно повторяться.
Кто потеряет от новых правил, а кто выиграет?
Общество окажется в плюсе. У YouTube большой процент молодой аудитории, которую нужно защищать от подобного контента. Также это значительно упростит жизнь их родителям.  Конечно, ограничения должны быть разумными и они не должны затрагивать свободу самовыражения.

И всё же, каждый год в соцсетях проходят самые разнообразные челленджи и флешмобы. Некоторые из них имеют весьма мощный благотворительный стимул – как, например, Ice Bucket Challenge, другие же проводятся исключительно для развлечения. К счастью, не все они опасные.

#HarlemShake
Наверное, может считаться одним из первых масштабных челленджей. Ролик является пародией на видео, снятое в 2013 году австралийско-японским видеоблогером Filthy Frank. Запись с необычным танцем  собрала около 2,5 миллиона просмотров только за первую неделю. Сразу после этого в Интернете появились сотни похожих роликов. Многие из них принесли авторам негативные последствия – учащихся отстраняли от занятий, а некоторых работников даже уволили.

#IceBucketChallenge
В этом челлендже люди должны были снять видео, как обливают себя ведром ледяной воды, и сделать пожертвование в фонд по исследованию бокового амиотрофического склероза. Эту инициативу поддержали многие знаменитости, в том числе Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Криштиану Роналду, Джастин Бибер и многие другие.

#WaterBottleFlipChallenge
Всё началось с конкурса талантов в США, один из участников которого смог подкинуть бутылку с небольшим количеством воды таким образом, что она приземлялась вертикально. Довольно быстро ролик стал вирусным, после чего пользователи Сети стали снимать свои видео, пытаясь повторить трюк.

#MannequinChallenge
Смысл этого популярного челленджа 2016 года в том, что группа людей остаётся неподвижной, пока между ними перемещается оператор, записывающий видео. Свои ролики публиковали Пол Маккартни, Адель, Бейонсе, Мишель Обама и даже участвовавшая тогда в президентской гонке Хиллари Клинтон.

#10YearsChallenge
Популярный сегодня флешмоб, в рамках которого пользователи Сети делятся своими снимками 10-летней давности. Кто-то даже делает коллажи, а кто-то дополняет снимки подписями, в которых рассказывает, как изменилась его жизнь за эти годы.