На телеканале BBC вышел научно-популярный фильм «Секреты Моны Лизы». В одном из эпизодов ведущий приезжает в Петербург и показывает зрителям версию знаменитого портрета, якобы хранящуюся в собрании известного коллекционера, имя которого не называется.

В телефильме приводятся результаты исследований учёных Болонского университета, согласно которым картина не может принадлежать руке Леонардо – в работе используются материалы, специфические для Франции XVII века, а Мона Лиза была создана в начале XIV века в Италии.
Другого мнения придерживается координатор художественной экспертизы картины Сильвано Винчети.

"Многое указывает на то, что автором картины мог быть тосканский гений изобразительного искусства. Но, конечно же, это только гипотеза", – рассказал Винчети итальянскому изданию ANSA в день выхода фильма на BBC.

Исследователь добавил, что компоненты красок, использованных в портрете, сейчас изучаются при помощи инфракрасной спектроскопии.

Один из крупнейших в мире экспертов по творчеству да Винчи Карло Педретти говорит, что между подготовительным этюдом, представленным в Лувре, и картиной из Петербурга есть заметное сходство. Эксперт предположил, что, в частности, можно провести параллели в изображениях верхней губы на обоих полотнах.

Российские искусствоведы ставят под большой вопрос вероятность того, что петербургская Мона Лиза принадлежит кисти да Винчи, а некоторые и вовсе отказываются комментировать «подобную ерунду».

– Теоретически всё могло произойти, – говорит Metro кандидат искусствоведения, специалист по искусству эпохи возрождения Максим Костыря. – Карло Педретти действительно компетентный специалист, но, как говорится, большие люди тоже могут ошибаться. Что касается Винчети, то о нём я никогда не слышал.

Как удалось выяснить корреспондентам Metro, съёмки данного эпизода велись в особняке Сан-Галли на Лиговском проспекте. Парадные залы сейчас сдаются в аренду для проведения мероприятий и фотосессий.

– Таинственность вокруг этой истории, анонимность коллекционера тоже очень настораживает, – продолжает Максим Костыря. – Если бы всё было серьёзно, то он бы не скрывал своего имени, а, наоборот, поспешил бы ввести находку в научный оборот.

Эксперт добавил, что научно-популярные фильмы не стоит считать авторитетными источниками.

Работы да Винчи известны наперечёт
В пользу того, что петербургскую Джоконду мог действительно создать Леонардо да Винчи, говорит известная история с картиной Рубенса «Тарквиний и Лукреция». Холст был в своё время вывезен из Германии и долгое время провалялся в Москве, буквально у кого-то под кроватью. Все думали, что это в лучшем случае копия. Однако когда коллекционер Владимир Логвиненко приобрёл работу и провёл реставрацию, выяснилось, что это подлинный Рубенс. Но в этой же истории есть и другой факт, ставящий происхождение Моны Лизы под сомнение. Рубенс создал множество картин, а все художественные произведения Леонардо да Винчи мы знаем наперечёт. Скорее всего, это одна из многочисленных копий.
Максим Костыря, искусствовед, специалист по эпохе Возрождения