Электромобили сейчас производятся во многих странах, однако они не похожи друг на друга. Metro рассказывает об изобретении, которое может их унифицировать.

Мы живём с мыслью, что электротранспорт – неизбежное будущее. Человечество давно осознало, что нужно переходить на альтернативные источники энергии, и электричество казалось лучшим вариантом. Но 2020-й внёс свои коррективы в экологические планы – по мнению экспертов, сейчас отрасль переживает не лучшее время.

– Данные за 2020 год показывают снижение глобальных продаж электротранспорта. Цены на него падают ежемесячно начиная с февраля, – рассказывает Metro Хусейн Диа, профессор и специалист по "умным" городам из Технологического университета Суинберна (Австралия). – В Китае электротранспорт начал дешеветь из-за пандемии – никто не хотел инвестировать средства в эту отрасль. Сейчас, когда мир охвачен гонкой за препаратом и вакциной от коронавируса, она кажется бесперспективной. Государственные субсидии были мизерными, технические требования – жёсткими. Всё это удушало спрос на электромобили. В США продажи тоже снижались, несмотря на увлечённость экоидеями в стране.

Единственные, кто "наварился" на электротранспорте в этом году, – европейские страны. Континент смог увеличить продажи электромобилей более чем на 200%.  Лидером, как обычно, стала Норвегия, за ней следовали Исландия, Швеция и Нидерланды.

Этому позитивному исключению есть объяснение: европейцы вышли на рынок с новой батареей для электромобилей. Теперь она долго держит зарядку  (хватает на 1200 км даже в ветреную погоду, когда электромобилю приходится тратить больше энергии) и, самое главное, стала универсальной. То есть если вынуть её из одного электромобиля и переставить в другой, она будет работать. Устройство предложила нидерландская компания Eindhoven вместе с новым электромобилем Stella Era.

– Мы думаем, что наше изобретение поможет странам по всему миру достичь нулевого выброса углерода, – сказал Metro Кьел Ревенберг, один из разработчиков Stella Era. – Мы называем наш электромобиль "зарядной станцией на колёсах", потому что его батарея может встраиваться в большинство других электромобилей. Если выпустить хотя бы одну машину, как наша, на дорогу, то почти десяток похожих электромобилей будет обеспечен энергией.

Среднее расстояние, которое проезжает в день водитель в Нидерландах, – 60 км. По расчётам изобретателей, батареи Stella Era хватит на 20 поездок на электромобиле. А это значит, что вредных выхлопов в атмосферу поступит в 20 раз меньше.

Разработчики подчёркивают, что батарея "почти универсальна". Несмотря на то что она может заряжать большой ряд электромобилей разных производителей, к каким-то – например, к американским, – она может не подойти. Решение этой проблемы кроется в создании универсального электромобиля или хотя бы единых технических параметров, которые позволят "переставлять" батареи с одной машины на другую, тем самым упростив водителям жизнь.


Кьел Ревенберг
разработчик батареи Stella Era и менеджер проекта

Как вам пришла идея создания Stella Era?  
– Мы создали электромобиль и уникальную батарею в нём за год с нуля. Это было сделано командой из 26 студентов, которые учатся в Техническом университете Эйндховена. Сначала был мозговой штурм – там всегда приходит куча идей, в ходе которого мы пытались понять, как можем перейти к чистому и безвредному городскому транспорту. Нашей целью было не только создать автомобиль, который не зависит от зарядных станций, но и сконструировать аккумулятор, который поможет функционировать другим автомобилям. Затем мы приступили к проектированию – этот этап длился около 5 месяцев. После этого мы начали собирать сам электромобиль и уже через 3–5 месяцев представили его на выставке после заключительных испытаний. Нужно было убедиться, что всё работает и всё получилось.

Чем ваш электромобиль отличается от других?
– Основная фишка нашего электромобиля – это его батарея. Она большая, гораздо больше тех, что обычно входят в комплектацию таких машин. Такой аккумулятор позволяет транспорту проходить большие расстояния и делает его более привлекательным в глазах покупателей. Чего обычно боятся те, кто переходит с обычных машин на те, что работают не на бензине, а на солнечной энергии или на электричестве? Того, что на последних далеко не уедешь. За счёт нашей же батареи можно преодолевать расстояния более 1000 км.
На выставке Bridgestone World Solar Challenge в 2019 году в Австралии мы показали, что наша машина может везти 4 человек со средней скоростью 80 км/ч. Без подзарядки, что для электромобилей прорыв. И это при том, что скорость имитируемого ветра была около 20 км/ч. В идеальных погодных условиях Stella Era может проехать 1800 км.

Каким вы видите будущее своего изобретения?
– Мы думаем, что можно производить автомобили как на электрических, так и на солнечных батареях. Сейчас наша команда как раз работает над ними. Компания Lightyear, в которой я параллельно тружусь, планирует запуск "солнечных" автомобилей уже в 2021 году. Хорошо, что пандемия не сильно испортила нам планы – мы могли делать чертежи удалённо. Мы хотим как можно скорее доказать людям, что каждый может ездить на своём собственном "солнечном" или электрическом транспорте – электромобиле и быть безвредным для мира.