Новости

В Австралии живёт фанатка Гарри Поттера со сверхспособностями

Репортёр Metro пообщался с девушкой, у которой обнаружили абсолютную биографическую память
В Австралии живёт фанатка Гарри Поттера со сверхспособностями
Ребекка возле университета в Ирвайне, где её обследовали. Фото предоставила Rebecca Sharrock
Ребекка возле университета в Ирвайне, где её обследовали. Фото предоставила Rebecca Sharrock
Ребекка Шеррок и Марки Пастернак. Фото предоставила Rebecca Sharrock
Бекки (снизу) вместе с мамой Джанет и сестрой. Фото предоставил Brent Barnes
Эта фотография сделана ещё до того, как Бекки стала запоминать каждый день. Фото предоставил Brent Barnes
Ребекка в мире Гарри Поттера. Фото предоставил Brent Barnes
профессор Крейг Старк. Фото предоставил Craig Stark
Ребекка возле университета в Ирвайне, где её обследовали. Фото предоставила Rebecca Sharrock1/6

27-летняя Ребекка Шеррок из штата Квинслэнд (Австралия) живёт с отклонением, которое выявили лишь у сотни человек в мире.

– У меня гипертимезия, исключительная автобиографическая память, – говорит Ребекка Metro. – Это значит, что я не могу забыть ничего из того, что происходило в моей жизни.

Об уникальном синдроме Ребекка узнала лишь недавно, при этом много лет назад ей поставили два других диагноза: аутизм и обсессивно-компульсивное расстройство. Один из этих недугов дал австралийке дополнительную сверхспособность.

ГАРРИ ПОТТЕР ПОБОРОЛ КОШМАРЫ

В школе маленькая Бекки вела себя заторможенно, так как голова часто раскалывалась от воспоминаний. Это становилось поводом для неуместных шуток. Издевательства сверстников делали Бекки подавленной, отстранённой. Часто она начинала плакать при родителях, вспоминая во всех деталях, как над ней издевались.

– Это пример того, как гипертимезия работает против меня, – вздыхает она. – Внезапно я вспоминаю какой-нибудь эпизод таких издевательств и начинаю плакать. Но порой гипертимезия, наоборот, помогает – например, когда я просыпаюсь в свой день рождения, накатывают воспоминания, как здорово я отмечала этот праздник, будучи ребёнком.

Ребекка может рассказать о каждом дне своей жизни, начиная… с двенадцатого. От неё не ускользает ни одна деталь: она помнит что ела, куда ходила, как себя чувствовала, какая была погода, во сколько легла спать.

Чтобы как-то отвлекаться от бесконечного потока воспоминаний, в детстве Бекки выучила наизусть книги про Гарри Поттера – учёные полагают, что она смогла сделать это из-за аутизма. Вечером, ложась спать, Бекки всегда оставляла свет или радио включёнными, борясь с кошмарами из прошлого, но если не помогало и это, начинала читать наизусть первый том книги о мальчике-волшебнике.

Приёмный отец Бекки Брент Бэрнс пояснил Metro, что его дочь не может запоминать текст любой книги, а "Гарри Поттер" – исключение, поскольку Ребекка обожает произведения Джоан Роулинг. Сейчас она может воспроизвести по памяти любой фрагмент из поттерианы.

– Я пришёл в семью Бекки, когда ей было 14 лет, – вспоминает Брент. – И сразу понял, что эта девочка очень умна. Уже тогда она читала много книг об астрономии, погоде, разных странах. А ещё её безумно интересовал мир Гарри Поттера. Она даже сказала мне, что я чем-то похож на Гарри, хоть и старый (смеётся).

Брент заметил, что Ребекка замкнулась в себе, и у неё были все признаки депрессии из-за проблем в школе.

– Тогда я решил, что нужно поскорее стать ей настоящим отцом, – улыбается Брент. – Мы вместе стали заниматься тхэквондо, чтобы у неё появилось чувство собственного достоинства, и чтобы она могла защищать себя. Когда ей было 19 лет, она получила чёрный пояс!

ДИАГНОЗ ПО ТЕЛЕШОУ

23 января 2011 года родители Ребекки смотрели по телевизору американское шоу "60 минут" и узнали о людях с  гипертимезией.  

– Тогда они отправили письмо доктору Джеймсу Макгау, который возглавлял отдел по изучению гипертимезии в Калифорнийском университете в Ирвайне. – говорит Ребекка. – Меня решили обследовать. Как показала функциональная магнитно-резонансная томография, моё сознание и подсознание связаны более тесно, чем у большинства остальных людей.

Профессор Крейг Старк, обследовавший Ребекку, считает её уникальной.

– У неё точно есть гипертимезия, во многом она протекает типично, – говорит Крейг Metro. – В то же время Ребекка знает наизусть все книги о Гарри Поттере, и это уже может быть связано с аутизмом. Тут уместно упомянуть Боба Патрелла, у которого тоже есть гипертимезия. При этом Боб запомнил наизусть все матчи Pittsburgh Steelers. Дело в том, что запоминание книг или матчей любимой команды не входит в функции автобиографической памяти, поэтому случаи Ребекки и Боба крайне любопытны.

Последние годы Ребекка помогает учёным изучать феномен своей памяти, участвуя в исследовательских программах Калифорнийского университета и Института мозга в Кливленде.

– Интересно, что у моей памяти есть и свои ограничения, – подмечает Ребекка. – Так, у меня слабая фотографическая память. Мои воспоминания идут от эмоций, чувств, переживаний.

Как поясняет Брент, его приёмная дочь может внезапно застонать от боли, когда вспомнит, как в трёхлетнем возрасте упала и разбила колено.

– Жизнь человека соткана из воспоминаний, вот почему память – важный объект для изучения, – считает Ребекка. – Исследования, в которых я принимаю участие, помогут найти ответы на вопросы о природе таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера или деменция. Кроме того, я помогаю людям с аутизмом, веду свой блог и пишу книгу "Моя жизнь – это паззл".

Родители Ребекки уверяют, что после того, как диагноз был поставлен, жизнь их дочери стала лучше.

– За последние два года мы видим, что она стала больше концентрироваться на хороших воспоминаниях, – говорит Брент. – Да, конечно, неприятные эмоции из прошлого всё равно преследуют её, но она выглядит теперь более счастливой, планирует своё будущее. Мы с мамой очень гордимся дочкой!

12-й день жизни (описание Ребекки)

Моё самое первое воспоминание датируется 23 декабря 1989 года, когда мне было двенадцать дней отроду. В этот день меня носила на руках мама, я была завёрнута в розовое хлопковое одеяло. В дом приходили гости, чтобы взглянуть на меня. Они брали меня на руки, всячески окружили меня вниманием. А когда ушли, родители посадили меня в машину, чтобы сделать фотографию. Мне было интересно, я не понимала, для чего нужны фотоаппарат и руль, как эти штуки функционируют. Но в том возрасте я ещё не обладала способностью изучать подобные вещи.

Нейробиолог и биофизик Никита Кульдюшев

У испытуемых с исключительной автобиографической памятью с помощью функциональной МРТ были обнаружены структурные различия в участках мозга, которые отвечают за эпизодическую память, а также в участках, которые связывают с воспроизведением воспоминаний.

Помнить все - ужасное бремя. Человеческий мозг с течением времени забывает неприятные события. Пациенты с гипертимезией этого сделать не могут, а могут прокручивать потрясения снова и снова на протяжении все жизни.

Доктор Макгау и соавторы показали, что у людей с гипертимезией нет значимых преимуществ в запоминании визуальной информации, звуковой и числовой памяти, а также их память не основана на создании ассоциаций из пар слов. Сама Ребекка в интервью это подтверждает, говоря, что её память основана на чувствах и ощущениях. Возможно, её память можно представить в виде последовательности испытанных эмоций.

Пациенты с гипертимезией – настоящая находка для исследователей, они могут помочь понять, как устроена память и самый сложный орган человека – мозг.

Профессор Калифорнийского университета Крейг Старк

Наша группа учёных выявила 70 взрослых людей с гипертимезией. Мы считаем, что гипертиместический синдром показывает, на что способна наша память, как различные виды памяти влияют друг на друга. Обычно в неврологии сравнивают людей, у которых нормальная память, с теми пациентами, у кого она повреждена. А гипертимезия позволяет проводить новые сравнения. Абсолютная биографическая память даёт нам понять, как можно помочь людям с нарушением памяти.