Новости

"С мусульманами проблем нет": русские из Крайстчерча рассказали о городе после атак на мечети

Репортёр Metro поговорил с жителями Новой Зеландии
"С мусульманами проблем нет": русские из Крайстчерча рассказали о городе после атак на мечети
Жительница Новой Зеландии Наталья Антонова.
Жительница Новой Зеландии Наталья Антонова.
Жительница Новой Зеландии Наталья Антонова.
Трагедия в Новой Зеландии. Фото AFP
Трагедия в Новой Зеландии. Фото AFP
Трагедия в Новой Зеландии. Фото AFP
Трагедия в Новой Зеландии. Фото Getty
Трагедия в Новой Зеландии. Фото Getty
Трагедия в Новой Зеландии. Фото AFP
Жительница Новой Зеландии София Романенко. Фото Скриншот Instagram/sophiadowner
Жительница Новой Зеландии София Романенко. Фото Скриншот Instagram/sophiadowner
Жительница Новой Зеландии София Романенко. Фото Скриншот Instagram/sophiadowner
Жительница Новой Зеландии Наталья Антонова.1/11

Новая Зеландия шокирована из-за нападения на две мечети в Крайстчерче. На данный момент известно о 49 погибших и большом количестве раненых. Сообщается, что в мечети Аль-Нур погиб 41 человек, ещё семь стали жертвами в мечети Линвуд, а один человек умер в больнице. Большего количества жертв удалось избежать лишь потому, что полицейские обнаружили грузовик с самодельной бомбой, которую удалось обезвредить. Среди погибших – жители Новой Зеландии, Бангладеш, Сомали, Палестины, Саудовской Аравии и Иордании.

Одним из нападавших был 28-летний житель Австралии Брентон Таррант, который перед атакой, трансляцию которой он вёл в Facebook, у себя в соцсетях опубликовал "манифест". В ангажированном тексте он призывал к убийству германского канцлера Ангелы Меркель и президента Турции Тайипа Эрдогана, а также негативно высказывался о мигрантах и сетовал из-за низкой рождаемости среди европейцев. Себя он причислял к одной из маргинальных ультраправых групп. На данный момент известно, что задержаны четыре нападавших (одна из них – женщина).

Репортёр Metro узнал у местных жителей, что происходило в городе во время атаки, и выяснил, существует ли на самом деле проблема с мигрантами в Новой Зеландии.

АТАКА

– Я была в этот момент на работе, мне позвонили из компании этажом выше и сказали, что за углом происходит стрельба и они баррикадируются, – рассказывает Metro русская жительница Крайстчерча София Романенко. – Мы сначала не знали, кто и почему стреляет, но на всякий случай закрыли все двери. Полезли читать новости, узнали, что в режиме прямого времени происходит атака, после чего предупредили остальных людей в бизнес-парке и позвонили своим близким. Некоторые поехали забирать своих детей из школ, но они также оказались забаррикадированы и детей не выпускали; некоторые вернулись к работе; кто-то плакал и пытался отвлечься от происходящего; несколько человек постоянно обновляли новостные ленты и сообщали остальным о развитии событий. Я к происходящему отнеслась довольно спокойно, так как я из Москвы и мне заставать теракты не в первой, но каждый раз, когда я слышала за окном сирены полицейских автомобилей, становилось не по себе.

Трагедия в Новой Зеландии.
AFP
Трагедия в Новой Зеландии.

По словам Софии, которая живёт в Крайстчерче 2,5 года и работает там рецепционисткой, сейчас в городе ситуация нормализовалась, однако сразу после атаки "люди были напуганы, злы, расстроены".

Ещё одна жительница Крайстчерча Наталья Антонова (живёт там 16 лет, работает аналитиком в электрической компании) подтвердила, что на данный момент в городе всё спокойно.

– Я застряла сегодня в школе своего шестилетнего сына, после окончания школьного собрания - assembly, это что-то вроде линейки. Нас не отпустили домой. Никто особо не испугался, хотя, когда узнали о погибших, по-моему, все испытали искреннее сочувствие. С 2.30 до 5.30 в городе был  lockdown, это когда нельзя было выходить из школ и из городской центральной больницы. Когда ехала в 5.30 уже за дочкой, она учится в другой школе, то на дороге была куча машин, все забирали детей, и видно было, какое у всех на лицах облегчение, что их наконец-то отпустили на волю!

Она также рассказала, что в городе можно владеть оружием, если на него есть лицензия. Очевидно, что после атаки стрелков ситуация может измениться.

– Оружие можно купить, если есть лицензия. Мой муж одно время увлекался охотой, но потом перешёл на стрельбу по тарелочкам, в общем, он получал эту лицензию.

ОТНОШЕНИЕ К МУСУЛЬМАНАМ

Как оказалось, жители Новой Зеландии и, в частности, Крайстчерча, к мусульманам относятся нейтрально. В стране их очень немного, а те, что есть, ведут себя тихо и мирно.

– Новозеландцы не привыкли к таким показным проявлениям ненависти, поэтому многие были шокированы брутальностью произошедшего, сконфужены и растеряны, – говорит Metro София Романенко. – При этом в соцсетях сотни людей предлагают свою помощь пострадавшим, даже просто эмоциональную; бизнесы устраивают сбор средств в поддержку мусульманского сообщества; многие делятся сообщениями поддержки и любви к представителям различных рас и конфессий. И главный вопрос вечера: "почему Крайстчерч?", так как у нас довольно скромное мусульманское коммьюнити.

Жительница Новой Зеландии София Романенко.
Скриншот Instagram/sophiadowner
Жительница Новой Зеландии София Романенко.

По словам Софии, Крайсчерч - город на Южном острове Новой Зеландии, где мигрантов гораздо меньше, чем на Северном. И это делает атаку стрелков ещё более странным событием для местных жителей.

– Многие у нас действительно недовольны количеством китайцев и индусов, которые едут в страну с плохим английским и потом не интегрируются в сообщество, но остаётся это недовольство на уровне разговоров, до таких ситуаций, как нападения на этнические группы, дело практически никогда не доходит. При этом в Новой Зеландии существуют ультраправые группы, и эти люди носят соответствующую символику. В Крайстчерче они тоже есть, но их мало и до физического проявления своих взглядов у них дело обычно не доходит. Кстати, одно время появлялась информация о том, что в местных мечетях распространяли экстремистскую информацию, но было это давно, и со стороны местного мусульманского сообщества никакой агрессии или воинственности замечено не было.

В то же время Наталья Антонова отметила, что в Крайстчерче проживает 450 000 человек, из них мусульман – 2500 (по статистике за 2013 год).

– По правде говоря, они тут чужаки, редко когда по-настоящему адаптируются к нашей жизни, – говорит Наталья Metro. – Их немного, но при этом они не делают ничего плохого, живут своим кружком и никуда из него не выходят. Например, у нас напротив живёт мусульманская семья – очень приятные люди, приветливые. Что мне нравится, когда к ним гости приезжают, они заставляют машинами чуть ли не всю улицу, но из их дома ни звука не доносится. Их только слышно, когда они выходят на улицу и долго прощаются. А так, очень культурно себя ведут. Но у нас их мало, поэтому сюда и любят эмигрировать европейцы.

Жительница Новой Зеландии Наталья Антонова.
Жительница Новой Зеландии Наталья Антонова.

 
Наталья утверждает, что в городе никто никогда официально не говорил о засилье мигрантов, потому что поступать так – неэтично, да и нет такой проблемы.

– У нас говорят только о том, что город славится своей мульти-культурностью, – продолжает она. – Хотя признаюсь честно, если бы вдруг сказали, что к нам едут, скажем, 2000 сирийских беженцев, никто бы не обрадовался. Проблема эта есть в Европе, и люди здесь её себе не хотят. Поэтому, как бы, в нашей стране проблемы нет, но все побаиваются, что это до поры, до времени. Но никаких косых взглядов в сторону мусульман я не видела. На кассах работают девчонки в их традиционных чёрных платках. Никакого недружелюбия со стороны покупателей нет. Нападения на мигрантов вроде мусульман случаются, но не чаще, чем раз в полгода. В принципе криминал в городе, конечно, есть, но в основном это внутренние разборки, бывает, что и со стрельбой. Есть несколько неблагополучных районов – Линвуд, Филипстаун, Арануи, там много безработных. Ещё по Хэгли-парку не советуют по ночам гулять.

В то же время, сами мусульмане редко нападают на жителей Новой Зеландии. Инциденты настолько редки, что являются всего лишь статистической погрешностью.

– Лет 8 назад был инцидент в Окленде – таксист-мусульманин погнался за пассажиром, который не захотел платить, в итоге его убили. Если в целом говорить о мигрантах, намного агрессивнее мусульман здесь самоанцы, а из местных - маори. Хотя, конечно, не все поголовно они такие.

СТАТИСТИКА

Согласно последней переписи населения, в Новой Зеландии проживает почти 5 миллионов человек. Как сообщается на сайте wikipedia.org, в 2013 году в стране проживало чуть больше 46 тысяч мусульман, при этом за семь лет (2006-2013 гг) их прирост составил 28 процентов. В крупных городах Новой Зеландии есть мечети, в стране также действуют две мусульманские школы.

В начале "нулевых" была образована Федерация исламских ассоциаций Новой Зеландии, которой руководят, в основном, студенты – они организуют различные лекции, спортивные турниры, молодёжные лагеря, ежегодную Неделю осведомлённости об исламе. Наконец, в стране есть немало различных мусульманских общин  с Ближнего Востока (Турция и Ливан), Южной Азии (Пакистан, Индия, Бангладеш) и Юго-Восточной Азии. В Новой Зеландии также существует большая индо-фиджийская мусульманская община и столь же значительная сомалийская.

Вопреки утверждениям различных общинных лидеров, ни одна этническая группа не может претендовать на то, что она составляет более половины мусульманского населения Новой Зеландии.

Большинство мусульман в Новой Зеландии живут в крупных городах – Окленде, Гамильтоне, Веллингтоне и Крайстчерче. Происламский партий в стране нет.

Самый скандальный случай, связанный с мусульманами, произошёл в 2016 году, когда в Окленде имам мечети Мохаммад Анвар Сахиб оскорбительно высказался о евреях, христианах и женщинах. Министерство этнических общин Новой Зеландии резко его осудило. Вскоре его лишили должности.