Новости

Российский фильм "Дау" Ильи Хржановского шокировал Париж

Проект задумывался как биографический фильм о физике Ландау, а в итоге превратилась в скандальный многочасовой перформанс
Российский фильм "Дау" Ильи Хржановского шокировал Париж
Роль Ландау досталась греческому дирижёру Теодору Курентзису. Фото скриншот кадра из фильма, kinopoisk.ru
Роль Ландау досталась греческому дирижёру Теодору Курентзису. Фото скриншот кадра из фильма, kinopoisk.ru
В закоулках театров можно «встретить» манекены «гэбэшников». Фото AFP
Роль Ландау досталась греческому дирижёру Теодору Курентзису. Фото скриншот кадра из фильма, kinopoisk.ru1/2

В столице Франции стартовало грандиозное действо – показ российского фильма "Дау" Ильи Хржановского длиной в несколько недель

Впрочем, грандиозен не только показ, но и история создания, да и всё, что связано с этим проектом.

Как всё начиналось
Идея биографического фильма о выдающемся физике Льве Давидовиче Ландау пришла к режиссёру Илье Хржановскому больше 10 лет назад. Однако в процессе работы замысел картины о жизни одного конкретного человека трансформировался в кино о целой эпохе.
В Харькове на месте заброшенного открытого бассейна "Динамо" в 2008 году были выстроены декорации огромного института, в котором по сюжету главный герой Ландау и его коллеги не только трудились – читали лекции и ставили эксперименты, но и жили целыми семьями.

Съёмки
Самое интересное, что в институте реально жили все участники проекта – от актёров и статистов до технических сотрудников и всей творческой группы, включая самого режиссёра. Участники проекта не могли выходить за пределы института, в котором была досконально воссоздана атмосфера советской эпохи с 1938-го по 1968-й год – интерьер, предметы быта, одежда вплоть до нижнего белья. Это был полностью созданный мир, в котором царили законы советского тоталитарного государства. Люди работали, отдыхали, ругались со своими родными, вступали в сексуальные отношения, подвергались допросам со стороны специальной структуры (собственного НКВД) – и всё это под прицелом многочисленных камер.

Периодически в институт приезжали гости – на съёмках успели побывать и Роман Абрамович, и художница Марина Абрамович, и десятки других представителей богемы и бизнеса, и каждого из них  ждало переодевание, допрос  и жёсткий инструктаж перед попаданием в здание.

700 часов материала было снято за три года съёмочного процесса.

То, что на съёмках творилось бог знает что, с восторгом подтвердил нам один из ключевых персонажей проекта – Николай Воронов (музыкант, прославившийся хитом "Белая стрекоза любви"), сыгравший сына Льва Ландау.  
"Мы занимались сексом,  дрались, резали крысу, свинью, – говорит Воронов. – Я считаю, что Хржановскому удалось создать нечто большее, чем просто кино".

В 2011 году съёмки были завершены, здание института торжественно разрушено, а режиссёр на 7 лет погрузился в монтаж произведения, в результате которого получилось 13 фильмов и несколько сериалов.  

Что происходит в Париже
Мероприятие под названием "Дау", включающее в себя показы фильмов, инсталляции и концерты, должно было стартовать 24 января одновременно в театре Шатле и в Театре де ля Вилль", а также в Центре Помпиду. Однако из-за вопросов безопасности премьера была отложена, и на момент написания материала заработали только две площадки: Театр де ля Вилль и Центр Помпиду.   

Попасть на показ не так просто. Сначала нужно зарегистрироваться на сайте проекта, а затем оплатить визу, выбрав одну из трёх: на 6 часов, на сутки или неограниченного действия (до конца показа 17 февраля).

В театры запрещено проносить мобильные телефоны и любые электронные устройства, а расписание показов   запутано и не соответствует действительности, поэтому большинство первых зрителей жалуются на неудобства и некий хаос, при этом замечая, что само зрелище  стоит всех мытарств.

"Могу лишь сказать, что увиденное ошеломляет, это самое значительное и безумное событие в кино, не только российском, за годы, – описывает свои впечатления бывший редактор нескольких глянцевых журналов Александр Кулиш. –  Одни части могут казаться менее удачными и затянутыми, другие – гениальными. Но понимание масштаба и смысла "Дау" возникает с просмотром как можно большего количества материала, где развиваются параллельные линии на многих уровнях – от обслуживающего персонала научного института до учёных, их жён и любовниц, гостей и карательных органов, всех держащих на крючке шантажа и насилия".

В перерывах между показами гостей кормят варёной картошкой с кабачковой икрой и солёными огурцами, что, видимо, позитивно действует и на российских, и на иностранных зрителей.

В любом случае, бОльшая часть зарубежной прессы высказывает, скорее, удивление, нежели критику, а обычные французы проявляют буквально самоотверженность. "К очереди за визами подошёл француз и сказал, что надо брать долгую визу, – поделилась в соцсети одна из зрительниц Раиса Фомина. –  Он уже посмотрел 24 часа, вернулся домой поспать и пришёл ещё раз".

"Как такового сценария у нас не было. Мы должны были соответствовать только эпохе. Много чего было на съёмках – я занимался сексом со своей экранной мамой и с нашей домработницей".   
Николай Воронов, музыкант