В российских кинотеатрах появилась картина "Паразиты", ставшая лучшей на Каннском кинофестивале. Metro поговорило с режиссёром фильма про секреты создания оригинальных идей, классовую борьбу и победу на самом престижном киносмотре

В центре сюжета фильма оказывается молодой человек из очень простой семьи, который устраивается репетитором английского языка дочери состоятельных родителей.

Как появилась идея проекта?   
Не могу объяснить. Мне кажется, идеи просто живут во мне. Иногда я прихожу домой и чувствую, что у меня как будто руки зудят – это значит вот оно. Но я помню, что впервые заговорил про историю из «Паразитов» в 2013 году, когда завершал работу над фильмом "Сквозь снег".

Но, может, были фильмы, которые вас вдохновили на создание этой истории?   
Так называемое кино класса B. Второсортное кино. Когда я готовился к съёмкам этой картины, я пересмотрел криминальные драмы Клода Шаброля 1970-х годов, в которых очень часто действовали буржуа. Также я пересматривал "Слугу" Джозефа Лоузи. Но я лично не считаю эти фильмы второсортными. На самом деле я фанат подобного кино. Но сказать, какой конкретный фильм вдохновил меня, я не смогу.

Кто в вашем фильме настоящий паразит?   
По сюжету семья бедняков проникает в дом богачей. Но мы не можем их назвать паразитами. Ведь богатые сами их пригласили. Они не могут самостоятельно справляться с элементарными вещами – уборкой, вождением машины. Они должны полагаться на других, тех, кто будет выполнять за них черновую работу. С этой точки зрения паразитами можно назвать и богачей тоже.  

Насколько я знаю, вам было важно избежать клише при изображении богатой семьи.   
Я хотел отойти от традиций корейских сериалов, в которых богачи обычно – махровые злодеи, которые обращаются с людьми низкого сословия с невероятной жестокостью. В нашем фильме состоятельная семья – это хорошо воспитанные и вежливые люди с изысканным вкусом.

Судя по их вилле, вкус у них действительно отличный.
Это декорация, нам её построил известный корейский архитектор. Я хотел, чтобы дом отражал характер моих персонажей.

Несмотря на обилие юмора в картине, у неё грустный посыл. Надежда, что будущие поколения не будут страдать из-за социальной разницы, оказывается призрачной. Вы не верите, что что-то может измениться?
Нельзя сказать, что я пребываю в полном пессимизме. Но я хотел быть честным. Человечество достигло высочайшего уровня развития. Мы пользуемся фантастическими электронными устройствами. Но, если задуматься, разве за последние 20–30 лет разрыв между богатыми и бедными сократился? Не думаю. У меня есть сын, и я вижу, что ситуация не слишком изменилась с приходом нового поколения.  На самом деле мне страшно. И я хотел искренне поделиться своими ощущениями. И самая важная сцена – финальная.

По-вашему, единственный способ решить классовую проблему – это насилие?
Поэтому фильм столь трагичен. В фильме нет явных злодеев, но, несмотря на это, их действия ведут к ужасной трагедии. В этом заключена ирония всей истории.

Можно ли назвать самой страшной проблемой человечества недостаток коммуникации?
Основной конфликт, заложенный в фильме, – разница между социальными классами. Дистанция между ними становится всё шире и шире. И вместе с этой дистанцией коммуникация тоже затрудняется. В "Паразитах" представители разных классов оказываются под одной крышей. Но это не очень помогает.

Вы счастливы получить главный приз Каннского фестиваля?
Знаете, я был членом жюри на нескольких фестивалях – в Сан-Себастьяне, Сандэнсе и Берлине. Судить чужие работы очень сложно, за 30 минут до оглашения победителя решение может полностью измениться. Так что я осознаю, что выиграть эту награду – это огромное везение.


Пон Джун-хо
Возраст: 49 лет
Родился: Тэгу,
Южная Корея
Фильмография: "Окча", "Сквозь снег", "Мать",
"Токио!", "Воспоминания об убийстве".

Пон Джун-хо.

Пон Джун-хо.

Getty

Фото:

5 фактов о звезде: самое важное о Пон Джун-хо

1. Детство
Творческие гены.

Отец – дизайнер, дед – известный писатель. Уже в детстве Джун-хо хотел стать режиссёром, но после школы пошёл изучать социологию. Позже юноша поступил в Корейскую академию кино­искусства.

2. Первые шаги
Трудоголик
. Долгое время после академии Джун-хо пришлось работать ассистентом режиссёра. Полноценный дебют случился, когда ему уже было за 30. Второй фильм "Воспоминания об убийстве" заставил критиков обратить на него внимание.

3. Признание
"Оскар" и Канны.
Прорыв случился в 2009 году – его драма "Мать" попала на Каннский кинофестиваль, а также выдвигалась на соискание "Оскара" от Кореи. Спустя 10 лет его фильм «Паразиты» получил «Золотую пальмовую ветвь». Награду режиссёру вручала Катрин Денёв.

4. Личное дело
Семья.
Режиссёр женат. Вместе с супругой Юнг Сан-янг они воспитывают одного ребёнка.

5. Культ личности
Любовь коллег.
Квентин Тарантино называет южнокорейца "Спилбергом в расцвете сил", а сайт Megacritic включил его в число 25 лучших режиссёров  XXI века.