Заброшенные крематории. Разрушенные в результате извержения вулкана дома. Поля, на которых полегли тысячи солдат. Сегодня такие места в разных странах мира превращаются в туристические достопримечательности. Что же движет последователями так называемого “темного туризма”?  

“Как правило с этим понятием ассоциируются путешествия в места, видевшие ужасные смерти, трагедии, катастрофы. Но это довольно общее описание. Ведь последователи “темного туризма” посещают самые разные места – от заброшенных производств до медицинских музеев и мавзолеев”, – говорит Metro австриец доктор Петер Хоенхаус, создатель форума Dark Tourism Forum. Каждый может выбрать направление, которое ему больше по душе – на том же форуме существует до 46 категорий, среди которых и тюрьмы, и бункеры, и пыточные и места совершения громких убийств.

По сути “темный туризм” – это не что-то новое – понятие использовалось уже в 1996 году исследователями из Университета Глазго Джоном Ленноном и Малькольмом Фоли, которые изучали привлекающие толпы туристов древние достопримечательности с тёмным прошлым. Такие места не ускользали и из поля зрения писателей – например, Патрик О'Рурк охарактеризовывал поездки в Варшаву, Манагуа и Белфаст (где не раз происходили бойни) как “адские каникулы”.

Так вернёмся к мотивации – что же движет человеком посещать места с жуткой историей? Доктор Филип Стоун, один из пионеров в области исследования феномена “темного туризма” и основатель Института темного туризма утверждает, что эта тенденция родилась из-за увлеченности общества темой смерти. Кроме того, такие места позволяют всегда узнавать что-то новое.

“ “Темный туризм” являет собой антитезу эскапизму и гедонизму, потому что люди, увлеченные этим течением, вместо того, чтобы убегать от реальности хотят наоборот максимально погрузиться в неё. Они пытаются понять и принять мир таким, какой он есть, с его множеством тёмных сторон”, – заключает Питер Хоенхаус.

Вопрос-ответ
Петер Хоенхаус,создатель Dark-Tourism forum

В чем смысл посещения мемориалов?

Лично для меня важен образовательный аспект, который и другие должны видеть на первом плане. Я не раз говорил, что за 10 лет моего увлечения тёмным туризмом я узнал больше, чем за все годы обучения и академических исследований. Сейчас силён ещё элемент эдакого паломничества –  средневековых паломников, например, можно назвать первыми последователями темного туризма. И, конечно, люди отдают дань памяти погибшим в определенных местах. Хотя, конечно, широко обсуждается то, насколько подобные путешествия оправданы с точки зрения морали.

Почему растет интерес к посещению мест, где произошли трагедии?

Трудно сказать. Сейчас всё больше СМИ обращают внимание на темный туризм. Хотя конечно я вижу возросший интерес людей к теме. Возможно люди устали от стандартных туристических предложений. Однако я все равно бы не говорил о какой-то массовости, наше движение достаточно нишевое.

Зачем организовываются мемориалы в таких местах как, например, Аушвиц? Там людям предлагают сувениры. Многие считают такое поведение непочтительным по отношению к жертвам. Что вы думаете?

Мемориал делают для того, чтобы люди помнили. Чтобы не забывали уроки истории. Чтобы ничего подобного не повторилось вновь – пусть это и звучит утопично. Что касается сувениров, то да, это довольно спорный момент. В случае с Музеем 9/11, не совсем понятно, зачем нужны майки, кружки и даже игрушки с логотипами такого печального места. С другой стороны, прибыль тратится на поддержание мемориала, и никого не заставляют ничего покупать.  

Также нередки случаи странного поведения. В том же Аушвице, например, люди делают селфи. Есть ли какие-то правила поведения в подобных местах?

Я абсолютно согласен с тем, что фото в таких местах являются неуважением к памяти жертв. За это должны взимать штрафы. К сожалению, этот тренд пока продолжается. Но я бы хотел отметить, чтто сам никогда не делаю ничего подобного и всегда прошу окружающих вести себя уважительно. Не всем удаётся следовать правилам приличия – например, я видела  как в крематории концлагеря Заксенхаузен люди ели шоколад. Но, рад отметить, что таких немного. В целом люди стараются вести себя подобающим образом. Поэтому тут дело не в “тёмном туризме”, а в воспитании каждого конкретного человека.


7 направлений тёмного туризма


• Массовые убийства: Мемориал 9/11
Так же как и музей Хиросимы или Аушвица, эти места известны своей трагической историей. Основной упор в таких местах делается именно на жертвах и их поминании, а также на тех уроках, которое человечество должно было извлечь из такой трагедии.

• Природные катастрофы: Армеро / Помпеи / Фукусима (Колумбия, Италия, Япония)
Места, пережившие страшные природные катаклизмы, привлекают туристов своими руинами. Иногда в таких местах возникают и места памяти, как, например, могила Омайры – 13-летней девочки, погибшей на глазах  всего мира из-за бездействия властей после схода селевых потоков в Колумбии.

• Мавзолеи: Катакомбы Парижа / Пер-Лашез
Места, напрямую связанные со смертью, такие как старые кладбища, где похоронен не один знаменитый человек и обезличенные катакомбы, как например во французской столице – там хранятся останки 6 млн  человек.

• Поля битв: Геттисберг, Ватерло
Места кровавых побоищ, на которых решались судьба человечества. Как правило на месте таких памятных битв устраиваются их реконструкции.

• Геноцид
Места памяти жертв, а также места пыток. Например, Мемориал памяти жертв Геноцида Кигали в Руанде или Поля смерти в Камбодже.

• Тюрьмы
Самые тёмные и неприступные, типа Алькатраса, или самые старые и  жуткие как крепость Сан-Фелипе-де-Барахас в Картахене (Колумбии).

• Места убийств
От жилого дома “Дакота”, где застрелили Джона Леннона, до Ист-Энда Лондона, где орудовал Джек Потрошитель.

Текст: Луз Ланчерос