Возможно, это удивит тех, кто в последнее время заглядывал в женский отдел в магазинах, однако когда-то розовый цвет не считался "чисто женским".

- Общество определяет, что такое цвет, и общество меняет его значение, – объясняет Валери Стил, директор Музея Технологического института моды и автор книги и одноимённой выставки в Нью-Йорке – Pink: The History of a Punk, Pretty, Powerful Color ("Розовый: История о дрянном, милом и мощном цвете". – Прим. ред.).

Данный проект позволяет взглянуть на то, как различные культуры использовали розовый цвет, с какими трудностями столкнулись дизайнеры, решившие использовать его, и какую роль сыграли музыканты, от панк-рокеров до хип-хоп-исполнителей, в изменении "девчачьей" репутации цвета.

Как розовый стал женским цветом

Розовый не был популярен до 1700-х годов в связи с тем, что быстро выцветал. Однако как только портные смогли создавать более долговечную одежду со стойким ярким цветом, французский двор буквально сошёл с ума. В те времена мужчины и женщины были, как пишет Стил, "в равной степени эффектными" – одетые в кружево, оборки и цветочные мотивы, с большим количеством оттенков розового (и голубого, если на то пошло).

Однако каким-то образом ситуация изменилась. Стил потратила два года, готовясь к выставке и читая всё, что она могла найти, однако так и не смогла понять, в какой момент родилась идея, что розовый – это цвет девочек, а голубой – мальчиков. Ясно было только то, что изначально идея зародилась во Франции.  

Однако так было не везде

Однако французский "обычай" не пересёк Атлантический океан. В США магазины даже делились на две категории: одни продавали розовую одежду для мальчиков, другие – тоже розовую, но для девочек. В 1918 году магазин Infant Department даже порекомендовал одевать мальчиков в розовый как в более решительный и сильный цвет, а девочек – в нежный и изысканный голубой. Как бы то ни было, магазины одежды точно знали, что присвоение своего цвета каждому полу поспособствует росту продаж.
При этом не везде розовый был признан символом женственности. В Индии мужчины носят розовый так же, как на Западе – синий. В Испании фуксия – традиционный цвет накидок матадоров, а в Риме представители католического духовенства носят розовые облачения.
 
50-е решили судьбу розового

Вернувшись с войны домой, мужчины требовали от жён только одного – заботы и ласки. "Женщин побуждали проявить свои слабости", – пишет Стил. То есть быть мягкой, пушистой и... носить розовое. В течение пары десятилетий это работало, однако затем возникла контркультура, присвоившая розовый себе. Это были ревущие 70-е и панк-рок. В XXI веке розовый цвет вновь вошёл в мир мужской моды. Ярким моментом стало появление рэпера Cam’ron на Неделе моды в Нью-Йорке в 2002 году в своей легендарной розовой норковой шубе.

- Тогда это вызвало огромный переполох, – сообщает Стил. – Парни внезапно стали носить розовое.

В наше время розовый – это цвет революции. В Индии представители организации "Гулаби ганг" (Gulabi Gang – "розовая банда"), отстаивающей права женщин, носят ярко-розовые сари. Ну и, конечно, можно вспомнить розовые шапки pussy hats – известный символ женского движения 2017 года, протестующего против политики администрации Трампа.

- Сегодня розовый становится цветом феминизма, приобретает новое значение, – объясняет Стил. – Эти женщины говорят, мол, вы думаете, что розовый цвет несерьёзен, потому что ассоциируется с девушками и женщинами, но мы сделаем его серьёзным!