Новости

Почему розовый больше не является "женским" цветом, но цветом равенства

В наше время розовый - это цвет борьбы
Почему розовый больше не является "женским" цветом, но цветом равенства
Розовые шапки движения Pussyhat. Фото Getty
Розовые шапки движения Pussyhat. Фото Getty
Валери Стил. Фото Getty
Розовый. Фото Getty
В XXI веке розовый цвет вновь вошёл в мир мужской моды. Фото Getty
В XXI веке розовый цвет вновь вошёл в мир мужской моды. Фото Getty
В XXI веке розовый цвет вновь вошёл в мир мужской моды. Фото Getty
В своей книге Стил рассказывает, как розовый цвет обрёл свой гендер и почему сейчас это не "женский" цвет, но цвет равенства. Фото Getty
Розовые шапки движения Pussyhat. Фото Getty1/7

Возможно, это удивит тех, кто в последнее время заглядывал в женский отдел в магазинах, однако когда-то розовый цвет не считался "чисто женским".

- Общество определяет, что такое цвет, и общество меняет его значение, – объясняет Валери Стил, директор Музея Технологического института моды и автор книги и одноимённой выставки в Нью-Йорке – Pink: The History of a Punk, Pretty, Powerful Color ("Розовый: История о дрянном, милом и мощном цвете". – Прим. ред.).

Данный проект позволяет взглянуть на то, как различные культуры использовали розовый цвет, с какими трудностями столкнулись дизайнеры, решившие использовать его, и какую роль сыграли музыканты, от панк-рокеров до хип-хоп-исполнителей, в изменении "девчачьей" репутации цвета.

Как розовый стал женским цветом

Розовый не был популярен до 1700-х годов в связи с тем, что быстро выцветал. Однако как только портные смогли создавать более долговечную одежду со стойким ярким цветом, французский двор буквально сошёл с ума. В те времена мужчины и женщины были, как пишет Стил, "в равной степени эффектными" – одетые в кружево, оборки и цветочные мотивы, с большим количеством оттенков розового (и голубого, если на то пошло).

Однако каким-то образом ситуация изменилась. Стил потратила два года, готовясь к выставке и читая всё, что она могла найти, однако так и не смогла понять, в какой момент родилась идея, что розовый – это цвет девочек, а голубой – мальчиков. Ясно было только то, что изначально идея зародилась во Франции.  

Однако так было не везде

Однако французский "обычай" не пересёк Атлантический океан. В США магазины даже делились на две категории: одни продавали розовую одежду для мальчиков, другие – тоже розовую, но для девочек. В 1918 году магазин Infant Department даже порекомендовал одевать мальчиков в розовый как в более решительный и сильный цвет, а девочек – в нежный и изысканный голубой. Как бы то ни было, магазины одежды точно знали, что присвоение своего цвета каждому полу поспособствует росту продаж.
При этом не везде розовый был признан символом женственности. В Индии мужчины носят розовый так же, как на Западе – синий. В Испании фуксия – традиционный цвет накидок матадоров, а в Риме представители католического духовенства носят розовые облачения.
 
50-е решили судьбу розового

Вернувшись с войны домой, мужчины требовали от жён только одного – заботы и ласки. "Женщин побуждали проявить свои слабости", – пишет Стил. То есть быть мягкой, пушистой и... носить розовое. В течение пары десятилетий это работало, однако затем возникла контркультура, присвоившая розовый себе. Это были ревущие 70-е и панк-рок. В XXI веке розовый цвет вновь вошёл в мир мужской моды. Ярким моментом стало появление рэпера Cam’ron на Неделе моды в Нью-Йорке в 2002 году в своей легендарной розовой норковой шубе.

- Тогда это вызвало огромный переполох, – сообщает Стил. – Парни внезапно стали носить розовое.

В наше время розовый – это цвет революции. В Индии представители организации "Гулаби ганг" (Gulabi Gang – "розовая банда"), отстаивающей права женщин, носят ярко-розовые сари. Ну и, конечно, можно вспомнить розовые шапки pussy hats – известный символ женского движения 2017 года, протестующего против политики администрации Трампа.

- Сегодня розовый становится цветом феминизма, приобретает новое значение, – объясняет Стил. – Эти женщины говорят, мол, вы думаете, что розовый цвет несерьёзен, потому что ассоциируется с девушками и женщинами, но мы сделаем его серьёзным!