«Скажи мне, что ты ешь и я скажу кто ты есть», – однажды заявил французский кулинар 18-го века Жан Антельм Брилья-Саварен. 

Эта цитата прекрасно бы подошла к книге «Обеды диктаторов. Плохой вкус, или руководство по развлечению тиранов», которую написали Виктория Кларк и Мелисса Скотт. «Я была удивлена, что большинство диктаторов не любили крупные банкеты», – рассказала Скотт Metro.  
 
Авторы выяснили, что немного могущественных людей любило обильную пищу, предпочтение отдавалось простым национальным блюдам, а не какой-то особенной кухне. «На самом деле, они довольно сильно беспокоились о своём пищеварении и весе, – говорит Скотт. – А сначала я представляла, что они наслаждаются самой необычной едой, которая только может быть».
Однако диктатор Ким Чен Ир очень любил поесть. «Ничего даже отдалённо несовершенное не должно было коснуться его губ», – сказал японский суши-шеф Кенджи Фуджимото, который работал с корейским лидером. 
 
А фашист Бенито Муссолини, которого представляют итальянским гурманом, имел достаточно простые привычки. «Ему нравилось жевать чеснок», – говорит Скотт. Любимым блюдом дуче был простой салат из нарезанного сырого чеснока, приправленного маслом и лимоном, который он употреблял, чтобы поддерживать здоровье своего сердца. Но блюдо не очень нравилось его жене. «Он привык съедать целую миску этого салата, – говорила его жена Ракеле, – Я не могла находиться с ним после того как он съедал чеснок. Ночью я оставляла его спать одного, а сама пряталась в одной из комнат наших детей».
 
Филиппинский диктатор Фердинанд Маркос предпочитал сардины с листьями моринги (популярного растения в юго-восточной Азии), простое блюдо повышающее либидо. 
«Все они беспокоились о том как пища будет влиять на них, – объясняет Скотт. – Мао, например, всегда боролся с запорами». 
 
Другое открытие – Адольф Гитлер, один из самых известных вегетарианцев, оказывается очень любил молодых мясных голубей. «Он стал вегетарианцем позже, видимо, из-за того, что страдал от хронического метеоризма и запоров и решил, что, если он избавится от мяса – это ему поможет», – говорит автор.
 
В определенное время нацистский лидер употреблял до 28 разных медикаментов, чтобы решить проблемы с кишечником. «Например, субстанции из экскрементов болгарских крестьян вкалывались ему личным врачом», – такие слова можно прочитать в главе о Гитлере. 
«Что меня удивило – несоответствие между культом личности, которым многие из них обладали, и диетой, которая была вполне обыденной», – отмечает она.
 
Писательница вспоминает как её отец, был удивлён, узнав, что «Саддам Хусейн беспокоился о своём весе и боялся быть отравленным настолько, что даже рентгеном проверял свою пищу». Еще один момент, который объединяет их всех, то что как только они отдалялись от своих людей, они становились одержимы тем, что ели.
 
В некоторых случаях их пищевые привычки были частью политического манифеста. «Мы в книге предположили, что каннибалами были три африканских диктатора – Иди Амин, Жан-Бедель Бокасса и Франсиско Масиас Нгема, но, честно говоря, мы не нашли реальных подтверждений этим свидетельствам», – говорит автор. Она предполагает, что эти мифы были раздуты, чтобы усилить слухи о могуществе этих правителей.
 
Наверняка вы бы отказались оказаться за одним столом с этими людьми. Однако, Скотт согласилась принять приглашение отобедать с бывшим главой Заира Сесе Соко Мобуту, который «привык есть изысканные блюда». На свадьбе его дочери, например, подавали лобстеров и икру. Он также любил шампанское Лорьен Перье и хорошие коньяки. Из всех рецептов диктаторов, которые Скотт приводит в книге мидии Мобуту возможно самое съедобное блюдо.