Новости

Мужчины умнее женщин: 8 мифов об интеллекте и IQ

Разбираются шведские эксперты
Мужчины умнее женщин: 8 мифов об интеллекте и IQ
Раньше IQ (intelligence quotient – коэффициент интеллекта) обозначал психологический возраст. Фото pixabay.com
Раньше IQ (intelligence quotient – коэффициент интеллекта) обозначал психологический возраст. Фото pixabay.com
Учёные отмечают: Интеллект важен, если вы хотите добиться успеха, но избежать провала больше помогают другие качества. Фото pixabay.com
Раньше IQ (intelligence quotient – коэффициент интеллекта) обозначал психологический возраст. Фото pixabay.com1/2

Согласно некоторым исследованиям, люди, успешно справляющиеся с тестом на IQ, преуспевают и в некоторых других сферах жизни. Однако некоторые уверены: тесты на интеллект свидетельствуют только об одном – об умении проходить подобнве тесты.

Сотрудник шведской газеты Dagens Nyheter Аугустин Эрба прочитал книгу своей коллеги Марии Гунтер "Ум" (Smart) и на основе этого составил 8 мифов об интеллекте. Соответствующая статья была опубликована на сайте издания.

Миф 1: люди с высоким IQ лучше других

Можно подумать, что обладатели высокого IQ лучше своих соотечественников, поскольку у них выше мыслительные способности. Однако Мария Гунтер выяснила, что это не отражает действительность. В своей книге она описывает, как подала заявку в Менсе – закрытое общество, принимающее лишь тех, кто прошёл его собственную версию теста на интеллект. Однако вскоре после того, как её приняли, Мария быстро разочаровалась в обществе и покинула его. По её словам, при общении с отдельными экспертами по интеллекту она столкнулась с неприятными явлениями, такими как элитизм, сексизм, расизм, недобросовестность в научной работе и жесткий и уничижительный тон с окружающими.

Таким образом, отмечает Аугустин Эрба, высокий IQ не делает автоматически человека приятным в общении. Однако на самом деле, вопрос в том, как соотносятся IQ и интеллект на самом деле.

Миф 2: интеллект – это результат, который вы получаете, пройдя тест на IQ

Раньше IQ (intelligence quotient – коэффициент интеллекта) обозначал психологический возраст. С его помощью определяли, отстает ли ребёнок в психическом развитии или же, наоборот, развивается быстрее. Однако сейчас это не так, тем более, что IQ-тесты бывают разными. Отмечается, что тест, который использует Менса, включает в себя задачи 5 основных типов, согласно Патрисии Карпентер (Patricia Carpenter), Марселю Адаму Джасту (Marcel Adam Just) и Питеру Шеллу (Peter Shell):

  1. 1. Ряд из похожих элементов: найдите сходство.
  2. 2. Количественное изменение: например, у одной фигуры один отрезок, у другой – два.
  3. 3. Сложение или вычитание фигур: отрезки, из которых составлены фигуры, нужно складывать или вычитать друг из друга по отдельности.
  4. 4. Распределение трех вариантов.
  5. 5. Распределение двух значений.

Впрочем, способность человека находить подобные закономерности мало что говорит о его других способностях – например, о коммуникативных навыках.

В начале XX века английский психолог Чарльз Спирмен выдвинул двухфакторную теорию интеллекта. Сейчас большинство учёных согласны в том, что существует так называемый фактор общего интеллекта. При этом он, как и многие другие свойства человека, в среднем примерно одинаков. То есть большинство людей находятся, грубо говоря, на одном уровне, и только некоторые более (или менее) умны.

* Спирмен полагал, что всякая интеллектуальная деятельность содержит общее начало, которое получило название "общего фактора интеллекта". Общий (генеральный) фактор "G", образует основание любых успешных умственных действий также этот фактор называют "общий интеллект". Кроме фактора "G", был выделен специфический фактор "S", свойственный только одному какому-либо виду деятельности и действующий только в одной ситуации, он нужен для решения задач в отдельных областях.

В своей книге Мария Гунтер выделяет два типа интеллекта. Один отвечает за способность делать выводы и решать задачи, второй – это наши знания и умение их использовать, и опыт решения задач. Способность делать выводы называют подвижным интеллектом, который нужен для обнаружения новых схем. В то же время совокупность знаний и опыта – кристаллизованный интеллект, он работает при необходимости распознавания старых схем. При этом интеллект Мария определяет как способность сохранять в голове нужные знания и отбрасывать то, что неважно.

Миф 3: у умных людей дела идут лучше

Такие обобщающие заявления вызывают ряд вопросов. В частности, что именно значит лучше? Умный человек зарабатывает больше денег? Он счастлив? У него выше статус на работе? Однако опыт показывает, что это зачастую не так. Умные люди могут хуже воспринимать критику и переживать неудачи. Согласно исследованиям, такие люди больше рискуют остаться без работы, чем те, у кого интеллект ниже. Кроме того, на работе уровень зарплаты зачастую больше зависит от каких-то личных качеств, чем от уровня интеллекта.

Существует много историй об умных людях, которых травили в школе, однако проведённые исследования говорят об обратном. Интеллект работает как своего рода защита. Однако, как свидетельствует исследование, лучше быть глупым человеком, чем неприятным.

Отсюда вывод: Интеллект важен, если вы хотите добиться успеха, но избежать провала больше помогают другие качества.

Миф 4: мужчины умнее женщин

Согласно исследованиям, небольшая разница в интеллекте действительно есть, однако нет никаких доказательств, что мужчины умнее женщин. Скорее в мире мужчин с пониженным интеллектом немного больше, чем женщин. Однако, как утверждает то же исследование, среди самых умных людей мужчин всё же немного больше, чем женщин.

Миф 5 (?): величина мозга определяет интеллект

Если смотреть на этот миф с точки зрения эволицюю, то всё предельно ясно. Разница между современными людьми и нашими предшественниками как раз заключается в объёме мозга. У динозавров был мозг с горошину, если посмотреть на его соотношение с размером тела. Более крупный мозг у животных обеспечивает им больший интеллект. Однако, несмотря на то, что в среднем у мужчин мозг больше, чем у женщин, интеллектуальная разница не в пользу мужчин (см. миф 4).  Согласно одной из теорий, значение имеет не сам размер мозга, а плотность. Также есть мнение, что определённые части мозга важнее других.

Миф 6: многозадачность не требует интеллекта

Важной частью интеллекта является то, что психологи называют рабочей памятью. Говоря проще – способность держать информацию в голове. Рабочая память связана с мультизадачностью: именно от неё зависит, сколько разных вещей мы можем делать одновременно. Существует множество головоломок и игр, основанных на рабочей памяти – например, Кубик Рубика или Ханойская башня. Некоторые считают, что рабочая память и подвижный интеллект – одно и то же, однако пока учёные не пришли к единому мнению.

Миф 7: повысить IQ нельзя

Многие считают, что интеллект, в отличие от почти всех остальных человеческих способностей, – нечто неизменное и предопределённое. Однако измерения доказывают, что это не так. Об этом, в частности, говорит феномен под назанием эффект Флинна. Он свидетельствует о постепенном повышении показателей коэффициента интеллекта с течением лет. Так, люди, проходящие тест на IQ сегодня, в среднем делают это лучше, чем те, кто проходил его 15 лет назад.

В то же время не исключён и обратный результат – IQ можно ухудшить. Например, если человек растёт в загрязнённой ртутью местности, интеллект у него падает, поскольку пары ртути ухудшают умственные способности людей.

Что касается наилучшего способа повысить интеллект, то это учёба. Каждый дополнительный год в школе в среднем улучшает IQ на 1-5 пунктов. Результат не исчезает после того, как обучение закончено.

Миф 8: вы умнее, чем думаете

Это, пожалуй, самая печальная часть статьи. В одном американском исследовании 64% опрошенных согласились с утверждением "Я умнее среднестатистического человека". Конечно, если более половины людей считают себя умнее среднего, то это абсолютно не может быть правдой. С другой стороны, можно утешить себя мыслью, что хотя бы часть из этих 64% были правы. К тому же, отмечает Аугустин Эрба, это американское исследование нельзя переносить на шведов. И кому вообще какое дело до этого интеллекта – мы же сами в пункте 3 написали, что важнее быть приятным человеком!

* Материал подготовлен на основе перевода оригинальной статьи Är du smartare än du tror? Åtta myter om intelligens och IQ, опубликованного на портале ИноСМИ.ру.