Некоторые модные бренды выражают свой протест не только футболками с надписями. Они действительно вовлечены в политическую ситуацию в своих странах.

Имран Амед заявил в своём редакторском письме в журнале “Модная индустрия: Эра Влияния”: “Бренды больше не ограничены правилами, установленными в кабинетах директоров больших компаний. Теперь им приходится постоянно вести диалог с миром. Во время активных общественных движений вроде #MeeToo (движение против сексуального насилия и домогательств) бренды могут использовать свою влиятельность не только для маркетинга, но и для того, чтобы изменить общепринятое восприятие приемлемого”.

Стало очевидно, что бренды и модная индустрия решили принять участие в этом диалоге. Они хотят выйти за пределы продаж, выполняя роль, предназначенную искусству. И благодаря развитости массовой культуры и цифровых технологий, бренды теперь могут выступать против неравноправия, ксенофобии и войны.

Мода может изменить жизнь человека, прошедшего через войну. Например, бренд Colombian Paloma & Angostura устроил к себе на работу бывших членов революционных вооружённых сил Колумбии – Армии народа, с которыми у колумбийского правительства долгие годы был конфликт.

Что-то подобное делают участники бельгийско-палестинского коллектива “Обезоруживающий Дизайн”. Они показывают, насколько может быть суровой реальность политического конфликта. В основе всего этого настоящие истории, исследования, такие проекты сделаны с особой чувствительностью, они поражают своим символизмом и своевременностью. Мы поговорили с дизайнерами, чьи жизни напрямую или косвенно изменили политические конфликты.

“Я хотела запечатлеть изменения в женщине, которой пришлось пережить ужас войны”

Кимоно, жилеты, оби и другие предметы одежды, знание о которых легко распространить в мире цифровых технологий, могут превратиться в важное, уникальное воспоминание. Испанская актриса Росси Де Пальма хорошо это понимает, потому носит одежду колумбийского иллюстратора и основательницы бренда “Eloisa” Луизы Кастелланос, для коллекций которой характерен политический протест. Её последняя коллекция “Renacer” с помощью уникальных принтов рассказывает про опыт женщин, переживших Колумбийский конфликт.

"Сначала своей коллекцией я хотела показать, через что проходят женщины после войны. Женщины, которые хотят оставить позади всю ту боль и снова стать полноценными членами общества. Когда стало известно о мирных соглашениях, во мне проснулось множество эмоций, с которыми я хотела справиться. Так появилась моя коллекция", – рассказала Луиза.

На её одежде есть названия мест, заброшенных колумбийским государством и разрушенных людской жестокостью, есть принты с картами тех мест, лица женщин с характерными этническими чертами. Так, она хотела отобразить роль меньшинств в конфликте.

Луиза заявила: “За этот год нашему бренду удалось преодолеть географические границы. Мы хотели показать в своих работах роль меньшинств их стремление к мирному существованию. Каждый принт является символом определённого конфликта, региона. Например, каждый участок принта, который выглядит как камуфляж, является картой муниципалитетов, затронутых конфликтом больше всего. Изображение рук символизирует создание мира, который возможен несмотря ни на что”.

“Я убеждена, что мода помогает сформулировать определённые идеи: с помощью одежды вы можете поделиться определёнными историями и убедить кого-то в правильности своих идей. Одежда перестаёт быть чисто утилитарной, она становится чем-то большим”, – заключила она.

Alado: О боли беженцев

Миграция в наше время – это не счастливое стечение обстоятельств, в этом мало комфорта. К миграции прибегают только в случае крайней необходимости, часто насильно, в спешке, а те, кто переезжают из-за войны, даже не успевают нормально собраться. Эту проблему уже отразил Хуссейн Чалян в своей коллекции осень-зима 1998, после того, как он увидел людей, переезжающих из-за войны в Косово. Одежда заменяла мебель: это было всё, что они могли с собой забрать.

Alado – это колумбийский бренд, исследующий разные истории в течение 10 лет. В 2018 у этого бренда вышла коллекция “Destierro” (Изгнание) c африканскими миграционными птицами в качестве принта и сильными визуальными образами тех, кто вынужден покинуть свои места обитания не только в Колумбии, но и в Африке и Сирии. Всё это сделано на войлоке, шерсти, джуте.

“Эта коллекция стала реакцией на события, произошедшие в мире. Хоть в Колумбии и есть проблема миграции, это, всё же, глобальный феномен”, – сказал Андре Рестрепо, дизайнер бренда. Он добавил: “Всё началось с нашей академической работы в университете со студентами (мы тогда были преподавателями в университете). Наша методология заключалась в том, что мы старались прислушиваться к событиям в мире и учили этому студентов. Сегодня мы видим много венесуэльцев в Колумбии. По новостям мы видим, как сирийцы прибывают из Европы. Мигранты из Африки тонут на берегах Валенсии каждый день. Нужно следить за тем, что происходит сегодня, и пытаться отразить это в моде”.

Примеры брендов с активной политической позицией:

Paloma & Angostura (Колумбия)

Бренд был основан Пабло Рестрепо в 2015 году. Его особенность в том, что бренд продаёт базовые предметы одежды, сшитые демобилизованными членами Революционных вооружённых сил Колумбии и Объединённых сил самообороны Колумии. Их одежду можно купить онлайн.

Disarming Design (Палестина, Бельгия)

Бренд был основан голландкой Аннелис де Вет в 2012 году. С помощью моды и современных товаров этот бренд рассказывает миру о конфликте в Палестине. Ремесло, поп-культура и ирония (в некоторые предметы одежды даже встроены дроны) являются метафорой жизни в Секторе Газа. Товары продаются онлайн, а инициативу поддерживают несколько палестинских организаций.

Hussein Chalayan (Турция, Кипр)

Один из самых противоречивых дизайнеров с подобной политической позицией. Его коллекция “После слов” уже вошла в историю моды. Чалаян превращает предметы одежды в мебель, чтобы рассказать о истории переселения. Он заявил: “Я хотел, чтобы люди задумались о тех, кто был вынужден переехать из-за войны, оставив все свои вещи. Я придумал, как можно забрать с собой свой дом – превратив в него своё тело”.

Julia Varaschin Webber (Бразилия)

Бразильский дизайнер итальянского происхождения презентовала свою коллекцию как часть бренда Inspiramais в 2018 году. Эта коллекция основана на истории итальянской иммиграции в Бразилию, которая началась около 1870 года и закончилась в 1920 году. Европейцы в то время хотели объединиться, но кончалось всё конфликтами, из-за которых многие уезжали из родных стран. Дизайнер использовала лён и формы, вдохновлённые оригами. Бумага стала основой коллекции. “Бумага представляет собой идентичность и способ коммуникации. Бумага универсальна, с её помощью у нас налаживается контакт с реальным, материальным миром. Бумага была частью миграционной пропаганды, из неё сделаны наши документы и на ней писались письма тем, кто уже далеко”, – рассказала Джулия Metro.

68,5 миллионов человек – жертвы вынужденной миграции
25,4 миллионов человек – беженцы, по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев
7,2 миллиона перемещённых лиц во всём мире