Американский певец Джон Денвер как-то сказал: «Музыка объединяет людей. Не важно, на каком языке мы говорим, какого цвета наша кожа, какова наша политическая позиция, кого мы любим и в кого верим. Музыка доказывает – мы одинаковы».

Если музыка несёт единение, то почему индустрия фестивалей порождает такой социальный разрыв из-за растущих цен?

– Самый очевидный ответ – рост цен на аренду площадок, – объясняет Metro Мэлвин Бенн, основатель и организатор фестиваля Latitude (проводится в графстве Саффолк, Великобритания). – Также растёт цена на артистов и их обеспечение. Ещё одна статья расходов – безопасность и медицина, без которых сегодня никак.

По мнению Бенна, рост цен стал следствием того, что «фестивали стали значительно лучше в сравнении с тем, чем они были 20 лет назад. Рынок вырос и сформировался».

Сейчас, помимо основного «блюда» – музыки, фестивали предлагают дополнительные развлечения, например, комедийные представления или угощения. Рэй Фоулк, основатель фестиваля Isle of Wight, называет это «фестивалем в фестивале».

– Музыкальные события стали намного больше, конкуренция за аудиторию разворачивается между
сценами, – увлечённо рассказывает Фоулк. – Фестивали становятся лучше каждый год, с каждой новой идеей. К примеру, на Isle of Wight была надувная церковь, где можно было обвенчаться!
Цены всё сильнее бьют по кошельку. К примеру, билет на день на фестиваль Coachella теперь стоит 280 долларов. Раньше такая цена считалась экстраординарной. Организаторы переключились с широких масс на обеспеченных посетителей.

– 45 лет назад плата за вход на наш фестиваль была 2,50 фунтов стерлингов (почти 200 рублей. – Прим. ред.) на весь уик-энд. Тогда считалось, что это высокая цена, – вспоминает Фоулк. – Однако при этом мы старались делать так, чтобы билеты могли позволить себе дети и студенты. Сегодня ситуация иная, к сожалению. Спрос рождает предложение. Много лет было очень сложно купить билеты на Glastonbury. Они разлетались за несколько часов. Поэтому было решено повысить цены.

Видимо, пока фестивали будут радовать не столько меломанов, сколько перекупщиков и спекулянтов, одержимых желанием заработать.  

Metro побеседовало с Джорджией Таглиетти, главой департамента коммуникаций фестиваля S?nar в Барселоне о том, какие изменеия претерпели фестивали за последние пятнадцать лет.

- Как меняются фестивали?
- Ещё в 2000-х фестивали были сугубо летним событием, когда люди могли проводить время на свежем воздухе и слушать музыку. Сейчас они перенимают клубный формат. Сегодня фестивали напоминают скорее мини-города, где музыка, новейшие тренды, последние технологии и впечатления перемешиваются и поглощают друг друга.

- Каковы последние тренды?
- Их много, и не каждый подойдёт к той или иной сцене. Конечно, мобильные приложения стали всё чаще применяться на фестивалях. Организаторы тщательно продумывают дизайн сцены и то, как будут располагаться на площадке артисты. Современные фестивали можно сравнить со всемирными выставками прошлого. Что касается нас, то мы активно развиваем S?nar+D – конгресс, посвящённый технологиям, креативности и бизнесу.