Metro поговорило с режиссёром фильма, мастером триллеров М. Найт Шьямаланом про страх перед старением, уроки пандемии и нелюбовь к Marvel

- Легко ли далось написание сценария?
- Главным было поймать ритм для появления пугающих эффектов, которые сбивают с толку персонажей и заставляют зрителей гадать, что же тут происходит. Также нужно было так безжалостно скомпоновать сюжет, чтобы зритель до самого конца не мог толком и предположить, что будет в развязке. Это должна была быть бесконечная сумеречная зона.

- Правильно ли будет сказать, что во "Времени" вы сыграли на человеческом страхе перед старением?
- Да, и в этом есть нечто забавное. Первое, о чём я подумал, когда сел писать сценарий: почему существует страх перед экзистенциальными вещами, а не, например, страх, что за мной может погнаться хищник? Оказывается,  зрители во всём мире разделяют страх перед старением. Наше отношение ко времени напрямую связано с нашим отношением к смерти. В этом фильме герои в буквальном смысле задают себе вопрос: "Куда уходит время?" Оно же бежит очень быстро, мы смотрим на наших родителей, видим, как они постарели, и испытываем шок, понимая, что они больше не такие, как прежде. А ты думал, что родители всегда будут молодыми и здоровыми. В каждой культуре есть эти страхи.

- Вы тоже играете в фильме – сотрудника курорта, который отвозит гостей на пляж. Изначально планировали сыграть эту роль?
- Да. Я обычно всегда появляюсь в своих фильмах, но порой с трудом нахожу место, куда себя приткнуть. А здесь всё получилось легко. Мне кажется, персонаж очень похож на меня. Мы очень позабавились, снимая этот эпизод.

- Один из персонажей фильма постоянно задаёт вопросы...
- Во всех моих фильмах есть ребёнок, у которого всегда миллион вопросов и который в какой-то степени изображает меня. Я всегда интересуюсь всем и всеми: друзьями, соседями, родными. Я хочу знать всё про всех вокруг.

- Согласны, что страх перед потерей времени усилился из-за пандемии?
- Я думаю, что пандемия заставила нас замедлить темп и ценить каждую секунду. Заставила задавать себе неприятные вопросы: "Я так хочу прожить свою жизнь?" "Это те люди, которых я хочу видеть рядом с собой?" Герои фильма понимают, что не важно, как быстро исчезают минуты, если рядом с ними их близкие. То же самое происходило и в реальной жизни. Те, кто во время карантина был разделён с любимыми, осознали, насколько важна для них эта связь.

- Для вас важно было поместить в центр истории именно семью?
- Да, это правда. Когда я работал над сценарием, то вдруг осознал, что не видел картин, где бы в основе сюжета была семья, со времён эры Спилберга.

- Фильм получился красивым. Долго искали место для съёмок?
- Съёмки были захватывающими, потому что я люблю содержательное кино. Мы противопоставляем себя фильмам Marvel и Disney, всем их бесконечным продолжениям одних и тех же историй. Мне нравится снимать маленькие оригинальные фильмы, в которых зрелищность и содержание составляют единое целое. Каждый элемент – скала, океан, тикающие часы – добавляет глубины в тот микс ужаса и красоты, который очень важен для меня. Мы долго искали подходящую бухту для создания нужной атмосферы и, к счастью, нашли.

- Многие страшные моменты в картине создаются при помощи звуков. Чем вы объясните этот тренд в хоррорах?
- Я приверженец идеи, что кино нужно создавать для большого экрана. И для меня самое захватывающее – представлять, как мой фильм будет звучать, создавать атмосферу в кинотеатре. Во "Времени" постоянно слышен звук океана, я сделал это специально. Если будете смотреть картину в IMAX, то в сценах, где герои разговаривают, вы будете слышать океан у себя за спиной, как будто тоже являетесь персонажем фильма. И вам будет казаться, что вы находитесь на пляже. Для меня звук – это один из самых сильных инструментов для создания атмосферы.

- У вас играют актёры разных национальностей. Это было принципиальным решением?
- Для меня это было очень важным решением, потому что актёры у нас не играют мексиканца, или немца, или австралийца. Они играют семью – маму, папу, ребёнка. Все должны поверить, что подобная история могла случиться с каждым из нас, а не только с каким-либо мексиканцем. Я думаю, что мир готов воспринимать людей с другой внешностью. Я сам иммигрант, переехавший в США вместе с родителями. И для них радостно видеть, что я могу рассказывать свои истории и что они имеют отклик у многих людей.


5 фактов о звезде

Детство

Полное имя – Манодж Нелльятту Шьямалан. Родился в семье врачей: отец – невролог, мама – акушер-гинеколог. Семья иммигрировала из Индии в США, когда мальчику было всего 6 месяцев. 

Учёба

В 1992 году окончил кино- школу при Нью-Йоркском университете и в том же году снял дебютный полный метр "Яростная молитва". В 1995 году написал сценарий семейного хита "Стюарт Литтл".

Призвание

Начиная с триллера "Шестое чувство", одного из самых успешных фильмов 1999 года, М. Найт Шьямалан входит в список лучших мастеров мистического жанра. Следующие фильмы, "Неуязвимый" и "Знаки", делают его позиции в Голливуде ещё прочнее.

Слава

Шьямалан является не только дважды номинантом на премию "Оскар", но и обладателем 4 антипремий "Золотая малина".

Семья

Женился в 1993 году на своей однокурснице Бхавне Васвани. У пары три дочери. (На фото слева направо – дочки Шивани и Салека, М. Найт, жена Бхавна и дочка Ишани.)