Несмотря на стремительное развитие технологий,  обычные люди не могут просто взять и отправиться в космос. Metro выясняет, когда мечты о доступном космическом туризме станут явью

Мы всегда мечтали о том, чтобы путешествовать к звёздам. Для всех культур небо является источником мифов, мечтаний и надежд. С давних времён  человечество мечтало и продолжает мечтать о космических путешествиях.

В конце прошлого года было объявлено, что в 2018 году в космос отправятся первые космические туристы. Однако сейчас уже стало понятно, что в этом году этого не произойдёт. Даже бюджет Дональда Трампа не позволил ему вернуть человека на Луну. По данным североамериканских ВВС, каждый запуск в космос обходится в 400 млн долларов.

Несмотря на это, некоторые частные компании всё же надеются на развитие космического туризма. Например, Virgin Galactic, Space X, Blue Origin, G Force. И хотя они уже провели тестирование ракет, которые могут успешно подниматься в космос и возвращаться на Землю,  достичь своей цели – отправлять туристов к звёздам – им пока не удалось.  

Но это не значит, что они сдались. Space X уже заявляет, что может прокатить туристов вокруг Луны и вернуть их на Землю. Таких полётов никто не выполнял с 1972 года, когда была совершена последняя миссия в рамках программы "Аполлон".

70 млн долларов – стоимость 10-дневного путешествия на МКС.

Главное препятствие
Джейми Мэттьюс – канадский астрофизик, профессор в Университете Британской Колумбии и главный исследователь проекта Most Канадского космического агентства. Он убеждён, что время космического туризма скоро настанет. Нужно просто ещё подождать. "Думаю, что космический туризм будет востребован и возродит интерес каждого к космосу", – говорит он. "Хотя, конечно, пройдёт ещё немало времени, прежде чем семьи отправятся в какой-нибудь Дисноспейс".
И всё это из-за ряда препятствий, которые пока остаются неустранёнными. Одно из них – стоимость путешествия. Уже существуют компании вроде Space Adventures, которые в сотрудничестве с Роскосмосом предлагают желающим провести  10 дней на МКС. Но стоимость такого предложения – 70 млн долларов с человека.
В то же время другие компании, такие как G Force, предлагают испытать на себе невесомость всего за несколько сотен тысяч долларов. Однако возможности выхода в космос у них нет.

Люди на Марсе?
На сегодняшний момент в сторону планеты было совершено пять успешных запусков ракет. Особенно широко в СМИ освещались запуски компании Space X – их Falcon 9 стоил дешевле, чем ракета их основного конкурента Delta IV Heavy. Кредиторы  Илона Маска надеются, что  отправятся на Красную планету в 2022 году. Сейчас специалисты работают над снижением затрат. Уже через 4 года Илон Маск надеется отправить от 100 до 200 человек на строительство новой цивилизации на Марсе.
Джейми Мэттьюс уверен, что жизнь на Марсе будет не из лёгких. "Подумайте о людях, которые живут в Антарктике. США, например, не разрешают своим гражданам оставаться там дольше 18 месяцев. И по сравнению с условиями на Марсе Антарктика – райское местечко".
Сегодня нам не остаётся ничего больше, кроме как копить деньги и ждать, когда же космические  технологии раскрутятся на всю катушку.


3 идеолога космического туризма

Илон Маск
Родился в Претории, ЮАР. Он один из главных технических мыслителей современности, владелец Tesla – революционной автомобильной компании. В 2002 году с целью колонизации Марса основал Space X.

Джефф Безос
Родился в 1964 году в Альбукерке, США. В 1994 году создал Amazon – компанию, изменившую культуру потребления. Кроме того, является владельцем Washington Post, которую выкупил в 2013-м за 250 миллионов долларов. В 2000 году основал Blue Origins, целью которой поставил совершение суборбитальных и орбитальных полётов.

Сэр Ричард Брэнсон
Родился в 1950 году в Блэкхете, Великобритания. Владелец корпорации Virgin, в которой состоит 360 компаний.  Среди них – Virgin Galactic, разрабатывающая способы транспортировки людей на орбиту.


ВОПРОС – ОТВЕТ

Джейми Мэттьюс
канадский астрофизик, профессор в Университете Британской Колумбии

Что подразумевается под термином "путешествие в космос"?
Вопрос из серии "Что такое путешествие в Стамбул". Это значит, что я лечу в аэропорт Ататюрка, лёжа в кресле самолёта. Прибываю в Стамбул, но не выхожу из аэропорта. Технически я в Стамбуле. Поездка в космос имеет сходство с тем, что я описал. Вас поднимают на высоту 100 км над уровнем моря. По факту вы в космосе. Не на орбите. Невесомость чувствуете лишь несколько минут. Зато присоединяетесь к элитному клубу из 556 человек, побывавших в космосе. Это не только опыт и впечатления. Например, вы можете указывать это в резюме – так советуют в Virgin Galactic.

Кажется, что компании, занятые в разработке технологий для космического туризма, уже совсем скоро приблизятся к своей цели. Это произойдёт уже в этом году?
Нет. Несмотря на все утверждения Space X, что они готовы катать обеспеченных клиентов вокруг Луны, я сомневаюсь, что им это под силу устроить уже в 2018 году. Не исключаю, что несколько богатых людей могут отправиться на орбиту – эту услугу предлагает Space Adventures почти 20 лет. Они сотрудничают в рамках осуществления этих проектов с Роскосмосом. В результате вы получаете возможность провести 10 дней на МКС. Цена вопроса – 70 миллионов долларов.

Какие основные препятствия для космического туризма?
Главная проблема – найти компромисс между стоимостью, безопасностью и теми впечатлениями, которые получит клиент. Так, G Force предлагает за несколько сотен тысяч долларов ощутить состояние невесомости. Про  Space Adventures уже сказали. Но тут есть один важный момент. МКС финансируется несколькими государствами. И получается, что богатые люди развлекаются там за счёт налогоплательщиков этих стран. Вроде никто не жалуется, но мне это кажется немного неприемлемым.

Каковы основные риски для тех, кто отважится на путешествие в космос?
Смерть. Если вы летите на российском "Союзе", риск небольшой – с этими кораблями ничего не случалось 37 лет. Но если вы садитесь на другую ракету, которая ещё не была опробована,  то риск повышается.  Илон Маск подталкивает людей на колонизацию Марса. Но он прагматик. "Думаю, первые путешествия на Марс будут очень опасными. Риск смертельного исхода велик, – говорил он. – Вы готовы умереть? Если да, то тогда вы отличный кандидат на поездку". Так что Марс – не самое лучшее место на свете.