Пандемия сделала дистанционную работу нашей новой реальностью. Согласно опросу, проведённому YouGov, только в США 19%  людей в настоящее время работают на дому. Среди миллениалов (родившихся с 1981 по 1996 год) таких 27%, среди поколения X (появились на свет с 1963 по 1983 год) – 25%. Технологические гиганты, включая Apple, Google, Facebook и Twitter, стали первыми, кто позволил своим сотрудникам работать из дома. И многие из них  готовы продлить удалённый режим работы ещё на несколько месяцев. Twitter пошёл дальше всех и объявил, что некоторые из  сотрудников компании смогут работать из дома постоянно. "Если наши сотрудники без проблем работают дома и хотят продолжать делать это вечно, мы не против", – заявила Дженнифер Кристи, вице-президент Twitter.

Эксперты сходятся во мнении, что, грамотно используя определённые технологии, можно даже дома добиться уровня работы, соответствующего офису. "Высокоскоростной Интернет и Wi-Fi, а также простые решения для видеоконференций, такие как Zoom, предоставляют сотрудникам любые возможности для труда", – поясняет Metro генеральный директор Inspire Human Resources Хайме Кляйн.

В ЧЁМ ПЛЮСЫ
Большинство (56%) американцев, работающих на дому, с которыми консультировался YouGov, признавались, что им нравится или очень нравится домашний офис. Среди преимуществ такого варианта более двух третей (68%) называли возможность не ездить на работу на транспорте,  столько же говорили, что теперь им необязательно тратить деньги на одежду для соблюдения дресс-кода, а 61% отмечали возможность социальной дистанции. Аналогичное исследование, кстати, было проведено и в России. Отвечая на вопросы аналитиков из Ipsos, наши соотечественники отмечали, что не против работать из дома, потому что такой формат подразумевает экономию времени на дорогу (76%) и экономию денег, поскольку нет трат на дорогу, кофе и еду в офисе (84%). Ещё часть опрошенных сказали, что им нравится гибкий график работы (59%), возможность просыпаться позже (55%), а также то, что у них больше времени на выполнение обычных домашних дел (43%).

В ЧЁМ МИНУСЫ
Как бы заманчиво ни выглядела идея работы из дома, многим специалистам такой формат не по душе.

"Исследования показывают, что людям нравится работать дома 1–2 дня в неделю. Эта "доза" работы на дому является оптимальной, затем люди начинают скучать", – объяснил Metro Дениз М. Руссо, профессор университета Х. Дж. Хайнца по организационному поведению и государственной политике.

Впрочем, "дистанционка" имеет и другие минусы. В российских социальных сетях, к примеру, негативных отзывов об удалённой работе чуть больше, чем позитивных, – 13% против 10%, отмечают аналитики Ipsos, которые изучили около 700 тыс. сообщений про удалённую работу, включая мемы, посты пользователей и новости. Так, пользователи соцсетей беспокоятся, что из-за неограниченного доступа к еде на самоизоляции наберут лишний вес. Часть пользователей считают, что из-за присутствия дома детей и их дистанционного обучения нагрузка на родителей возрастает и ухудшается эмоциональное состояние всех членов семьи. Некоторые жалуются, что эффективность удалённой работы или учёбы снижается из-за плохого Интернета. Часть опрошенных также отметили, что удалённая работа, которая всегда в теории воспринималась исключительно как преимущество, на практике имеет и другую сторону – например, растут затраты на еду и коммунальные услуги.

Этого же мнения придерживаются некоторые эксперты.
"Сотрудникам трудно координировать свои действия с коллегами, руководителям трудно отслеживать, что делают подчинённые, нет чёткого перерыва в работе. Фраза "работа из дома" звучит замечательно, не так уж приятно говорить "ты живёшь в своём офисе", – уверен Питер Каппелли, профессор управления по работе с персоналом в Центре управления персоналом Джорджа У. Тейлора.

Так как же найти баланс между плюсами и минусами в будущем?

Прежде всего стоит отправить на домашнюю работу тех, кому это действительно нравится, и тех, кто не нужен в офисе ежеминутно.

"Многие компании ранее не разрешали работать из дома. Однако новая реальность показывает, что иметь огромное количество работников в одном пространстве неправильно ", – добавляет Хайме Кляйн. С этим мнением согласен и другой эксперт. "В США насчитывается 160 миллионов человек,  я уверен, что многие будут работать из дома, но часть сотрудников все же должна будет приходить в офис. Мы знаем, что трудно управлять людьми практически виртуально, трудно оставаться в курсе того, что происходит, трудно делать карьеру",  – отмечает Каппелли.

Тем, кто всё же доберётся до офисов, надо будет создать правильные условия труда. Офисы должны стать больше и приспособиться к соблюдению социальной дистанции. Например, агентство недвижимости Cushman & Wakefield уже представило своё видение нового дизайна под названием Six Feet Office. Между столами сотрудников предлагается оставить расстояние  1,8 метра.

Также предполагается использовать в рабочих помещениях бесконтактные технологии. Например, вместо карточек на вход можно будет применять современные биометрические методы идентификации. Также важно организовать хорошую вентиляцию и по возможности ионизацию воздуха. Кроме того, некоторые сотрудники получат возможность работать в собственном графике, приходя и уходя из офиса в разное время.

Автор оригинальной версии Даниэль Касильяс