В Германии решили особенным образом отметить столетие “теории относительности” и создали шрифт Альберта Эйнштейна. Немецкий типограф Харальд Гайслер и физик из Гарварда Элизабет Уотерхаус провели шесть месяцев, анализируя манеру письма известного ученого. Для этого они подняли огромное количество архивных рукописей Эйнштейна и затем с помощью стилусов создали шрифт. Их разработка была размещена на краудфандинговой платформе Кикстартер. Дизайнеры рассчитывают сделать шрифт общедоступным к январю 2016 года. Пара рассказала Metro о своей разработке.

Metro: Почему вы решили создать шрифт Эйнштейна?
Харальд Гайслер: Лиз и я сидели в кафе во Франкфурте с нашим общим другом и обсуждали будущие проекты. Я недавно закончил художественную школу, и Лиз предложила мне сделать какой-нибудь шрифт. Тогда мы стали перебирать разные имена.
Элизабет Уотерхаус: Этот шрифт - дань замечательному мыслителю. Кроме того, это способ добавить что-то живое в наши цифровые жизни.

M: А какой был почерк у Эйнштейна?
Э.У.: Почерк Эйнштейна красив, с чёткими очертаниями букв и гладкими кривыми. Из его почерка было довольно легко сделать шрифт. Кроме того, меня поразило, что этот мыслитель-новатор, изменивший наше представление о времени и пространстве, имел такой ладный и ровный для своего времени почерк. Думаю, что этот факт повлиял на выбор, хотя, возможно, я просто люблю видеть красоту в странных вещах. Раньше я фотографировал физические уравнения, написанные на досках, во время своей учёбы в Гарварде. Преподавателям казалось это очень странным.

M: А где вы нашли образцы почерка Эйнштейна?
Э.У.: К счастью, существует онлайн-архив, в котором лежит примерно 2 тысячи страниц его 80 тысяч оцифрованных рукописей.

M: Не было ли у вас проблем с использованием, так скажем, имущества Эйнштейна?
Х.Г.: Работа с почерком Эйнштейна требовала официальной лицензии. Организация, которая хранит рукописи учёного, приняла наше предложение по шрифту, тем более, что в этом году отмечается 100-летие “теории относительности”.

M: Расскажите, какова технология создания шрифта?
Х.Г.: Я использовал цифровую ручку, чтобы проследить за тем, как линии ложатся на бумагу. Затем мы усовершенствовали эти линии, чтобы они выглядели точь-в-точь как почерк Эйнштейна. Полученные рисунки мы сохранили как графический вектор и затем соединили их в формате OpenType PostScript. После этого мы добавили к шрифту механизм "Polyalphabetic Substitution" ("Полиалфавитная замена”), который позволяет немного видоизменять буквы в зависимости от их сочетаний.

M: Действительно ли это был трудный процесс?
Х.Г.: Каждый шаг в отдельности довольно прост, но вся работа состоит из многих этапов, что делает её сложной. Нужно было сразу продумать всё до мелочей, поскольку изменение даже маленькой детали в готовом варианте может потребовать ещё нескольких дней или даже недель работы.

M: Сколько времени вы работали над этим шрифтом?
Х.Г.: Работа над прототипом заняла почти шесть месяцев. Мы думаем, что для полноценного запуска нам потребуется ещё примерно столько же времени.

M: Как вы думаете, кого заинтересует этот шрифт?
Х.Г.: Я стараюсь не думать об этом – пусть это будет сюрпризом для меня самого. Несколько лет назад я сделал шрифт по почерку Зигмунда Фрейда. Результат был непредсказуем. Шрифт использовали для эмблемы модного фотографа из Масачуссетса, а также для плакатов в средневековом клубе косплея в немецком Мюнстере. Но больше всего меня тогда тронул студент из Австралии, который написал мне лично, говоря, что ему нужен образец почерка Фрейда для татуировки. Я направил его в архив Фрейда в Вене. Но ни в Вене, ни в Музее Фрейда в Лондоне сотрудники не могли предоставить образец. И тогда я сделал ему надпись "Wo es war, soll ich werden" (“Там, где было Оно, должно стать Я” – прим. ред.) с помощью своего шрифта.