Частная американская компания RMS Titanic Inc сообщила о планах "хирургическим путём" при помощи подводных роботов частично удалить крышу рубки затонувшего в Атлантическом океане парохода “Титаник” для извлечения "драгоценных артефактов", в том числе радиоаппаратуры фирмы "Маркони".

Председатель Историко-Исследовательского Сообщества Титаника (ИИСТ) Максим Полищук в разговоре с Metro подробнее рассказал о планах организации и о возможных последствиях, к которым приведёт "вскрытие" затонувшего судна.

О проекте

По словам эксперта, проект по подъёму аппаратуры "Маркони" готовился давно, главным его лоббистом выступает историк и исследователь Паркс Стивенсон, плотно работавший с Джеймсом Кэмероном над фильмами по "Титанику", и вплоть до последнего времени компания RMST не давала добро на начало работы над проектом. Полищук подчеркнул, что ещё ни одной организации не удалось получить официального разрешения на извлечение объектов изнутри корпуса.

– Поднимать можно было лишь с так называемого "поля обломков" между носовыми и кормовыми частями. Запрет был связан как с вопросами безопасности – обломки могли обрушиться при попытке что-то достать из корпуса, так и с моральной стороной вопроса – многие считают место крушения "Титаника" подводной могилой, – рассказал Metro Максим Полищук.

Убедить RMST Стивенсону помогли собранные данные во время экспедиции в августе 2019 года, которые показали, что "Титаник" стремительно разрушается, сообщил эксперт. В итоге организация подала запрос в суд штата Вирджиния, который курирует вопрос владения правами на обломки "Титаника". Рассмотрение этого запроса запланировано на весну этого года.

Кадры затонувшего Титаника сейчас.

Кадры затонувшего Титаника сейчас.

продюсерская компания Atlantic Productions, Другой

Фото:

Цель организаторов экспедиции

Одобрение суда даст возможность достать и сохранить редкие артефакты и вещи.

– Речь идет о настоящих реликвиях – например, это мешки с почтой, которую так никто и не доставил адресатам, искусные элементы богатой отделки интерьеров первого класса и даже настоящие сокровища. Известно, что один из огромных сейфов первого класса, в котором пассажиры хранили свои украшения, до сих пор стоит запертым на своем месте в офисе казначея, – рассказывает собеседник Metro.

Помимо артефактов, одной из главных целей организаторов экспедиции является возможность достать и восстановить радиопередатчик "Маркони". По словам эксперта, если эта идея увенчается успехом, то получится вернуть к жизни "Голос Титаника", а именно звуки сообщений азбукой Морзе, раздавшиеся над океаном и навсегда замолчавшие 15 апреля 1912 года.

Титаник, архивное фото.

Титаник, архивное фото.

Getty

Фото:

– Однако можно выразить сомнения, что такая задача осуществима – не любая аппаратура, пробывшая под водой почти 108 лет, подлежит восстановлению, – поделился Максим Полищук. – Более того, подобное обращение поднимает вопрос сохранения артефакта в "историческом" виде – рукояти электрощитка аппарата до сих пор находятся в том положении, в котором их оставил младший радист Гарольд Брайд, пытаясь выжать последние остатки электричества из погибающего "Титаника".

Последствия "вскрытия" лайнера 

– Последствия могут главным образом коснуться самого "Титаника": экспедиция 2019 года обнаружила, что надстройка, стоявшая на месте с 1912, начала активно рушиться. Она истончилась, и любое механическое воздействие может привести к эффекту домино, – рассказал эксперт.

По словам специалиста, подъём важных артефактов – крайне сложная техническая задача, с которой будет тяжело справиться.  

– Нельзя просто так "поддеть" какой-нибудь передатчик и вытащить из корпуса – он соединён с множеством других элементов метрами кабелей и проводки, и всё это нужно будет отделять специальными инструментами, например, подводной газовой горелкой, – объясняет специалист.

Однако, несмотря на все риски, организаторы RMST всё же считают, что "игра стоит свеч", и если экспедиция будет одобрена, то откроются новые археологические перспективы – появится возможность изучить подробнее историю "Титаника".

Читайте также:

Специалисты рассказали о повреждениях затонувшего "Титаника"