Новости

Флайтшейминг: что это такое и почему он популярен?

Новое движение призывает людей прекратить путешествовать по воздуху
Флайтшейминг: что это такое и почему он популярен?
Новое движение под названием «Флайтшейминг» призывает людей прекратить путешествовать по воздуху. Фото IStock

В прошлом году шведская экоактивистка Грета Тунберг совершила путешествие из Европы в США на корабле, чтобы посетить саммит ООН по климату. Девушка решилась на такое, чтобы избежать загрязнения атмосферы по вине самолётов. Согласно отчёту американского агентства S&P Global Ratings, около 2,5% выбросов CO2 производят именно авиасуда.
Желанием сократить количество ежедневных полётов по всему миру горит не только юная активистка. Так называемый эффект Греты распространяется по всему миру, поэтому всё больше и больше организаций стремятся быть "зелёными", призывая отказаться от путешествий по воздуху.

Глобальная сеть "Оставайтесь на земле" (англ. Stay Grounded) на своём сайте заявляет, что самолёты являются самым вредным для экологии нашей планеты средством передвижения.

"Помимо CO2 самолёты выбрасывают ещё много других вредных веществ в атмосферу, что приводит к ужасному воздействию авиации на климат. Если два десятилетия назад полёты всё ещё были чем-то особенным, то сегодня уже стало нормой летать куда-то только на выходные", – говорится на сайте организации.

Флайтшейминг и авиационная индустрия
Термин "флайтшейминг" буквально переводится "критика использования самолётов". В русский язык слово пришло из английского, куда перекочевало из шведского – на этом языке "флайт-шейминг" звучит как flygskam. Да, антилётное движение зародилось на родине Греты. И это уже сказалось на авиационной промышленности в этой стране. Согласно опросу, проведённому шведскими железными дорогами в мае 2019 года, 37% респондентов предпочли путешествовать поездом, а не на самолёте, по сравнению с 20% в начале 2018-го.

"Впрочем, успех антилётных движений незначителен: авиационная отрасль прогнозирует, что каждый год количество полётов будет только увеличиваться – в среднем на 5% в год. Это обу-словлено ростом среднего класса, особенно в Азии, и тенденцией тратить больше денег на путешествия", – сообщает Рэйчел Джерриш, директор по рейтингам путешествий в агентстве S&P.

Несмотря на такие прогнозы, некоторые авиакомпании начинают принимать меры по сокращению выбросов углерода. Например, Международная ассоциация воздушного транспорта, членами которой являются 290 авиакомпаний и на счету которой более 80% мировых полётов, согласилась снизить выбросы CO2 – к 2050 году она планирует сократить углеродный след на 50%.

Влияние авиаиндустрии на атмосферу

  • По данным сайта "Оставайтесь на Земле", гражданская авиация произвела 895 млн тонн CO2 в 2018 году из 42 млрд тонн газа, произведённого человеком.
  • США (24% от общих выбросов), ЕС (19%) и Китай (13%) в совокупности выбрасывают половину производимого самолётами CO2.
  • Если полёт происходит на большой высоте, CO2 и двуокись серы, двуокись азота и монооксид углерода остаются в атмосфере дольше и оказывают более разрушительное воздействие на окружающую среду.