Facebook и другие его сервисы, включая Instagram, WhatsApp и Messenger, вышли из строя по всему миру примерно с 6 часов вечера по Москве до полуночи.

Многие пользователи оказались отрезанными от семьи и друзей, малый бизнес столкнулся с неожиданным финансовым ударом, а Марк  Цукерберг обеднел на 6,6 млрд долларов из-за того, что акции Facebook упали в цене. Впрочем, были и те, кто умудрился "хайпануть" на аварии, – российская соцсеть "ВКонтакте" заявила, что благодаря неустанной работе её сотрудников такие масштабные сбои в этой сети не происходят; в Telegram, мессенджер Павла Дурова, после сбоя в Facebook за одни только сутки пришли 70 млн новых пользователей, а малоизвестные бренды ставили популярный хештег #FacebookBreakDown ("Поломка Facebook") на рекламных постах, за счёт чего повышали просмотры своих профилей и увеличивали продажи.

Через 6 часов "лежания" Facebook восстановил работу и поспешил всех успокоить, что причиной сбоя была не хакерская атака.

 "За этим отключением не было никакой вредоносной активности – его основной причиной было неправильное изменение конфигурации с нашей стороны. У нас также нет доказательств того, что пользовательские данные были скомпрометированы в результате этого простоя", – сказано в заявлении Facebook.

У пользователей, судя по многочисленным постам в соцсетях, на этот счёт совершенно иное мнение: ссылаясь на расследование журналистов из издания Privacy Affairs, они писали, что данные 1,5 млрд пользователей Facebook были выставлены на продажу на чёрном рынке. Марк Цукерберг заявил, что это неправда, однако, кто прав, а кто нет, пользователи узнают только спустя время.

Конечно, такой сбой в эпоху цифрового общения вызвал бурное возмущение пользователей. Наложилось ещё и то, что на предыдущей неделе Facebook оказался в центре скандала из-за сокрытия результатов исследования, которое подтвердило негативное влияние Instagram на девочек-подростков. Руководство ознакомилось с этими данными, но ничего делать с проблемой не стало – например, не запланировало введение маркировки контента. Что ещё хуже, руководство Facebook решило вообще не обнародовать исследование, чтобы не привлекать к проблеме внимание общественности. Когда это стало известно журналистам, пользователи пришли в ярость. Понятно, что сбой в начале недели лишь усилил их гнев.


Чтобы узнать, что сейчас происходит с Facebook и что с ним может быть дальше, Metro поговорило с Кевином Карраном, профессором кибербезопасности в Ольстерском университете в Северной Ирландии.

- Почему, по вашей версии, произошёл сбой?
- Facebook вряд ли врёт: всё произошло из-за неправильных настроек. Компания опубликовала заявление, в котором объяснила, что причиной проблемы стало изменение конфигурации "магистральных маршрутизаторов" компании, которые координируют сетевой трафик между центрами обработки данных этого технологического гиганта. Проще говоря, все сервисы и сам Facebook стали "невидимыми" для пользователей. Это не первый случай, когда неправильная конфигурация сервера приводит к сбою большого сервиса.

- Каковы основные последствия этой аварии?
- Падение акций, недовольство клиентов, снижение конкурентоспособности – многие пользователи ушли в другие соцсети и мессенджеры.

- Почему пострадали сразу все сервисы Facebook – и Instagram, и WhatsApp?
- Всех интересует этот вопрос. Да, Facebook купил и WhatsApp, и Instagram. Но руководству придётся объяснить пользователям, почему между этими тремя сайтами и приложениями такая сильная связь, что если выходит из строя одна служба, то следом выходят и другие. Да, у них один владелец, но такого быть всё равно не должно.

- Почему потребовалось так много времени, чтобы устранить проблему?
- Причина шестичасовой задержки мне пока кажется странной. Тот факт, что большинство инженеров работают удалённо, может объяснить такую многочасовую задержку. Возможно, они просто не смогли перенастроить систему удалённо из-за того, что в системе уже была другая ошибка, которую не заметили. А возможно, задержки связаны и с тем, что сотрудники физически не могли попасть в центр обработки данных – у них не работали электронные пропуска. Стоит отметить, что у Facebook в этот день сломались и собственные средства внутренней коммуникации. Это усложнило задачу, так как происходили серьёзные задержки связи между инженерными отделами, ответственными за устранение проблемы.

- Что нужно делать Facebook, чтобы не допустить подобной аварии?

- Компании необходимо обучить своих инженеров точной настройке сервера в любых условиях и отрепетировать кризисные  ситуации. Может быть, компании стоит задуматься о том, чтобы нанять больше инженеров. Аудитория соцсетей растёт ежедневно, и количество рабочих мест увеличивается непропорционально. Может быть такое, что просто не хватает специалистов для обслуживания такого технического гиганта.


Число людей в разных сервисах

  • WhatsApp – 2 млрд
  • Facebook – 1,94 млрд
  • Instagram – 1,1 млрд
  • TikTok – 1 млрд
  • Telegram – 500 млн
  • "ВКонтакте" – 74 млн