Новости

Эксперты рассказали, почему мы так много тратим на подарки

Metro исследует феномен новогоднего шопинг-сумасшествия
Эксперты рассказали, почему мы так много тратим на подарки
Согласно опросам, почти половина (40%) всех потребителей в США начинает делать покупки до Хэллоуина. Фото pixabay.com
Согласно опросам, почти половина (40%) всех потребителей в США начинает делать покупки до Хэллоуина. Фото pixabay.com
Согласно опросам, почти половина (40%) всех потребителей в США начинает делать покупки до Хэллоуина. Фото pixabay.com
Согласно опросам, почти половина (40%) всех потребителей в США начинает делать покупки до Хэллоуина. Фото pixabay.com1/2

Некоторые люди начинают покупать подарки задолго до Рождества и Нового года, другие же делают это в последний момент. Однако, результат практически одинаков – после того, как вместе с бенгальскими огнями сходит на нет и праздничная лихорадка, мы понимаем, что потратили намного больше, чем планировали. Metro исследует феномен новогоднего шопинг-сумасшествия.

В 2017 году обычная британка Эмма Тэппинг потратила 1500 фунтов стерлингов (1932 $) на подарки для своих троих детей. Она поделилась своей историей в Сети и рассказала, что, чтобы купить столько подарков, ей пришлось целый год охотиться за распродажами. История Эммы вызвала дискуссию о том, что у многих людей слишком материалистический подход к Рождеству.

Осуждение подобного отношения к празднику также подтверждается исследованиями британской фирмы YouGov. Согласно данным, самыми скептически настроенными по отношению к Рождеству оказались испанцы (81%) и британцы (77%). В то же время, по данным Deloittee, их траты в предпраздничный сезон являются самыми высокими в Европе – 601 и 646 евро в среднем на одну семью соответственно. Впрочем, самой расточительной нацией в этом плане являются американцы - в среднем, они тратят 1496 долларов в рождественский сезон. Согласно порталу Ferratum Christmas Barometer, люди больше всего склонны покупать модную и зимнюю одежду, игрушки и игры, а также тратить деньги на бытовую технику и различные семейные мероприятия.

- Начало традиционного праздничного сезона зависит от страны. Например, в Соединённых Штатах считается, что это день после Дня Благодарения. Где-то он начинается раньше, где-то - позже. К тому же, некоторые страны отмечают Рождество по григорианскому календарю (25 декабря), в то время как другие страны отмечают Рождество по юлианскому (7 января). А в некоторых государствах Рождество и вовсе не ассоциируется с праздничным сезоном, - рассказывает Чарльз Д. Линдси, доцент кафедры маркетинга Школы менеджмента Университета Буффало.

Согласно опросам, почти половина (40%) всех потребителей в США начинает делать покупки до Хэллоуина.

- На протяжении многих лет магазины начинают всё раньше и раньше демонстрировать праздничные товары. Это явление называют "Расплывающееся рождество" (Christmas Creep), - отмечает Линдси.

Многих покупателей также привлекает кэшбэк - возможность вернуть часть потраченных на покупку денег. Существует даже Cash back Thursday (приходится на первый четверг ноября). Покупатели могут вернуть до 20% денег, потраченных на онлайн-покупки, совершенных в течение 24 часов. Кроме того, такие акции, как чёрная пятница, киберпонедельник и “суббота малого бизнеса” под видом экономии побуждают людей тратить больше денег.

Эксперты сходятся во мнении, что магазины используют различные психологические уловки для увеличения продаж.

- В этом им очень помогает атмосфера, царящая в магазине. Продавцы часто украшают помещение, включают праздничную музыку и даже выставляют поздравительные открытки в сентябре, чтобы покупатели начинали думать о предстоящем праздничном сезоне, - утверждает Линдси.

На сознание потребителей также влияют и такие вещи, как тематическая упаковка, различные предложения и скидки. Всё это приводит к тому, что многие люди испытывают стресс из-за праздничного шопинга.

- Люди могут откладывать покупки "на потом", и это приводит к тому, что подарки покупаются в спешке в последнюю минуту. К тому же, многие обеспокоены тем, понравятся ли другим их подарки, а значит, такие люди подвержены риску потратить больше денег. Важно помнить, что люди помнят сам факт получения подарка больше, чем уделяют внимания непосредственно гостинцу. Поэтому вы не должны чувствовать, что обязаны покупать вещи не по карману, только чтобы сделать других людей счастливыми, - рассказывает профессор Артур Б. Маркман, исполнительный директор департамента психологии Техасского университета в Остине.

И всё же, не все в мире так сходят с ума. В странах, где процент христианского населения незначителен, ажиотаж вокруг праздничных покупок меньше. Кроме того, день, когда был установлен рекорд по продажам, никак не связан с Рождеством и Новым годом. Это был день Холостяков (11 ноября) - китайский современный праздник, посвящённый людям, не состоящим в браке.

- Безусловно, популярность различных праздников зависит от страны и региона мира. Однако самым общепринятым - или самым многонациональным - праздником по-прежнему остается канун Нового года, - отмечает Линдси.

И всё же, независимо от того, сколько денег было потрачено, для большинства людей Рождество ассоциируется не с расходами, а с духом праздника. По данным YouGov, люди больше всего ценят возможность весело провести время с семьёй и друзьями (69%). И только 4% беспокоятся о получении подарков и затратах.

Интересные факты:

Расходы по отношению к доходу семьи по странам в %:

Мексика - 48%
Бразилия - 38%
Румыния - 29%
Болгария - 25%
Великобритания - 23%
Нидерланды - 10%
Германия - 10%
Финляндия - 11%

* По данным Ferratum Christmas Barometer 2018.

Приблизительные расходы на семью по странам (в евро):

Германия - 476
Испания - 601
Италия - 541
Великобритания - 646
Россия - 284
Бельгия - 441
США - 1357
Чили - 215

*Источник: Deloitte/Canacope

376 евро в среднем тратят на подготовку к Рождеству в Латинской Америке.
456 евро в среднем тратят на подготовку к Рождеству в Европе.

Как не стать жертвой шопинг-лихорадки:

  • Установите бюджет. Исходите из того, что вы можете себе позволить (а не из того, сколько тратят другие люди).
  • Помните, что важен не подарок, а внимание. Большинство людей оценит персонализированный и/или самодельный подарок (независимо от того, сколько он стоит).
  • Дайте себе достаточно времени, чтобы найти хорошие предложения и сравнить их. Поспешишь - людей насмешишь.
  • Несмотря на соблазн выгодно закупиться на распродажах во время таких акций, как Чёрная пятница, попытайтесь в основном делать покупки в те моменты, когда магазины не так переполнены. Вид других людей, делающих покупки, увеличивает ваше собственное желание приобрести что-нибудь. А вот магазин, в котором меньше людей, оказывает меньшее социальное воздействие на ваше покупательское поведение.
  • Используйте скидочные купоны и приложения для сравнения цен.