Дэвид Кэмерон покидает пост премьер-министра Великобритании после шести лет нахождения во главе британского правительства. Кроме того, почти 11 лет он был лидером Консервативной партии. Кэмерон, которому в 2010 голу исполнилось 43, стал самым молодым премьером за последние 200 лет и первым главой коалиционного правительства со времен Второй мировой войны. Иван Иланд, директор Центра Мира и Свободы в Независимом Институте, и Билл Дуроди, глава департамента международных отношений в Университете Бата, объясняют Metro, какое наследие оставляет Кэмерон.

Иван Иланд: "Кэмерон может ещё вернуться".

Каким запомнят Дэвида Кэмерона?

То, чем обернулся Брексит определяет наследие Кэмерона. Если после выхода из ЕС Великобритания станет ещё более процветающей страной, то его будут помнит ещё долго. Если же процесс выхода из ЕС приведет к долгосрочному экономическому спаду (что маловероятно), то получится, что он оставил преемникам не очень хорошее наследие. Тем не менее, я считаю, что "губительные для Британии последствия" Брексита значительно преувеличены. Главным достижением Кэмерона я бы назвал контроль бюджета и экономический рост, который прервали результаты референдума по выхода из ЕС.

Какие у него были главные провалы?

Основной, это, конечно же, Брексит. Ведь Кэмерон выступал против выхода из ЕС. Он оказался в ловушке внутренней политики Консервативной партии и совершил тактическую ошибку. Он недооценил недовольство граждан. 

Некоторые критики Кэмерона заявляют, что он "оставил после себя убыточное наследство". Согласитесь с этим мнением?

Я бы не назвал правление Кэмерона провальным. Благодаря политике контроля за бюджетом в стране начался экономический подъём. Экономика Великобритании превосходит экономики друг европейских стран. Но оценить его наследие мы сможем только по прошествии какого-то времени, когда будет понятно, чем же обернулся Брексит. 

Как бы вы охарактеризовали его как премьера? 

Он был достаточно хорошим премьером. В британской истории были главы правительств и намного хуже.

Какое будущее у Дэвида Кэмерона?

Зависит от того, распадётся ли Лейбористская партия или продолжит свое дегенеративное существование. Также зависит от того, что будет делать Тереза Мэй. И, конечно, от последствий Брексита. Кэмерон вполне себе ещё может вернуться в политику.

Билл Дюроди: "Он был игроком".

"Одной из его главных черт можно было бы назвать рискованность, он был своего рода игроком - провёл три референдума (по изирательной системе, по Шотландии и по ЕС), чего ещё не делал ни один британский премьер. И, вполне возможно, что он слегка заигрался.

Что мне кажется важным, так это то, что у него не было политических принципов. Он был крайне прагматичен. Кэмерон провёл больше лет своей жизни в коммуникациях, чем в политике. У него хорошо развиты ораторские способности. 

В основном он делал ставку на адаптацию перемен к обществу, а не на попытки вести за собой и формировать общество. В этом плане его преемница похожа на него, за исключением того, что она несколько более авторитарна. Своим главным достижением сам Кэмерон считает разрешение однополых браков. Однако, он не сильно выступал по этому вопросу до тех пор, пока эта тема не стала популярна. Он выступил за интервенцию в Ливию, так как это было простое решение. Но в итоге мы имеем лишь полный хаос в Северной Африке и растущее влияние таких террористических группировок как Боко Харам. 

В итоге его тяга к референдумам никак не связана с демократией. Это был лишь способ ухода от сложных дебатов по насущным темам. Всё это срабатывает, когда общество разобщено. Но потом оно сплотилось, и он этого не заметил. Его последняя "игра" заставила многих проснуться".