"Мы не можем гарантировать, что такого никогда не случится. И для родителей это является наиболее болезненным фактом", – заявил Metro доктор Даниэль Шектер из медицинского центра NYU Langone Health в Нью-Йорке, США.

В то время как многие взрослые по всей Америке задаются вопросом "Почему?" после стрельбы в средней школе Марджори Стоунман Дуглас в городе Паркленд (Флорида), унёсшей жизни 17 человек, у детей, вероятно, накопились свои собственные вопросы и опасения по поводу трагедии.

Metro поговорило с доктором Даниэлем Шектером, специалистом по стрессу, травмам и психологической резилентности в отделении детской и подростковой психиатрии NYU Langone Health и выяснило, как говорить с детьми про случаи, подобные Паркленду, ведь это уже 18-я по счёту школьная стрельба в этом году.

"Родители всегда должны понимать, где их дети находятся в развитии и эмоциональной жизни", – призвал Шектер.

Знайте, что вы готовы

Прежде чем начать разговор, родители должны быть уверены в том, что они готовы обсуждать такие трудные вещи со своими детьми, подчеркнул доктор Шектер.

"Дети, словно радар, будут чувствовать вашу напряжённость и беспокойство", – предупредил он.

Слушайте

Учёный призывает родителей быть хорошими слушателями и наблюдать за невербальным поведением детей. Особенное внимание стоит обратить на самых маленьких и подростков, которые могут говорить не слишком много.

"Если у вас есть ощущение, что ребёнка беспокоит то, что он видел или слышал, то лучше спросить, что именно он видел или слышал, и что об этом думает, прежде чем переходить к предварительно запланированной дискуссии на эту тему", – добавил Шектер.

Эмоции – это нормально

"Некоторым родителям может быть трудно говорить об убийствах без эмоций, и это нормально, потому что мы люди и хотим научить наших детей быть людьми, – заявил Шектер. – Необходимо признать, что у нас есть мысли и чувства, которые беспокоят нас. Поэтому стоит прямо сказать детям, что мы действительно расстроены тем, что происходит".

Знайте правила безопасности

Детям, особенно тем, кто боится ходить в школу после стрельбы, очень важно знать о мерах безопасности, предпринимаемых в их школе.  

"Мы не можем сказать: "Этого никогда не произойдёт", что является наиболее болезненной проблемой для родителей. Однако известно, что во Флориде некоторые дети спаслись именно благодаря учениям", – отметил Шектер.

Ограничьте доступ к новостям

Младшие дети могут услышать страшные новости и испугаться, поэтому Шектер предлагает ограничить доступ к подобным новостям и не обсуждать трагические события при детях.

"Я не думаю, что смотреть новости с детьми в наше время – хорошая идея. По крайней мере, пока дети не достигнут возраста, позволяющего в полной мере осознавать сложность новостей про школьную стрельбу или угрозу ядерного удара по Гавайям, – сказал он. – Если ребёнок уже в курсе, то узнайте, что именно он видел, что понял. Кроме того, спросите, как ваше чадо поступит в похожей ситуации. Помните, что ваша задача – войти с ребёнком в диалог, в котором он будет активным участником".

Поощряйте действия

Более старшие дети могут самостоятельно инициировать дебаты об оружии. Так, например, учащиеся школы американского Паркленда, где на минувшей неделе были расстреляны 17 человек, собираются организовать марш в Вашингтоне, требуя от политиков обеспечить безопасность в учебных заведениях и ужесточить контроль над оборотом оружия в стране. Активисты запустили сайт в поддержку акции под лозунгом "Марш за наши жизни", которая планируется на 24 марта.

"Эти дети демонстрируют замечательную модель того, как превратить пассивный, беспомощный опыт в нечто активное", – подчеркнул Шектер, добавив, что с такими ситуациями можно бороться, настаивая на поправках в законы, которые регулируют ношение огнестрельного оружия, проявляя политическую активность, голосуя и публично выступая. 

Ищите "красные флаги"

После столкновения с насильственными событиями родители могут увидеть поведенческие изменения, в том числе агрессию, ночные кошмары, бессонницу, усталость, беспокойство и регрессию. Кроме того, дети могут демонстрировать так называемую "травматическую игру", с помощью которой они будут переживать насилие, имитируя его.

"Это может быть очень, очень тревожным периодом для родителей. Я видел это после терактов 11 сентября, когда некоторые дети брали игрушечные или бумажные самолётики и разрушали ими здания", – вспомнил Шектер.

Чтобы противостоять этому, специалист предлагает ввести игрушечную полицию, судей, суды и машины скорой помощи: "Таким образом мы привносим помощь и создаём решение, потому что для детей важно не оставлять эту часть вне игры".

Эти "красные флажки" могут быть "в пределах диапазона нормальной реакции на ужасные события", отметил Шектер.
"Но если у вашего ребёнка более серьезные проблемы с агрессией, например, пристрастие к издевательствам над животными или дракам, то ему необходима срочная помощь", – заключил доктор.

Автор статьи – Никки Маскали, Metro США.