Сегодня, 1 июля, Греция не перевела Международному валютному фонду транш в размере 1,54 миллиарда евро. Таким образом, страна допустила технический дефолт, поскольку деньги в указанное время не оказались на счету МВФ в указанный срок. Таким образом, Греция стала первой страной с развитой экономикой, допустившей дефолт. Тем не менее, ранее на этой неделе глава МВФ Кристин Лагард говорила, что в случае пропуска очередного транша страна не будет объявлена банктором. Metro побеседовало с европейским аналитиком из лондонского Научно-исследовательсткого центра Чатем-Хаус Анджелосом Криссоджелосом .

- Греция не может заплатить свои кредиты МВФ. Что дальше?
- Если Греция и её кредиторы не достигнут соглашения, то Греция останется без программы финансовой поддержки. Это означает, что у неё больше не будет финансирования, которое она использует, чтобы платить по существующим долгам. Глава МВФ Кристин Лагард была достаточно щедра и ранее сказала, что Греция не будет объявлена банкротом, если она пропустит оплату очередного транша МВФ: стана просто станет “должником”. Это первый шаг для развитой экономики. Но ей придётся больше платить Европейскому центробанку и европейским кредиторам, однако без соглашения Греция уже будет объявлена банкротом, то есть она будет не в состоянии выплачивать долги.

- К чему приведёт банкротство страны?
- Банкротство приведет к перевороту на мировых финансовых рынках и долговом рынке Еврозоны. Однако реакция на заявление Ципраса о референдуме в понедельник показала, что последствия будут довольно ограниченными, поскольку рынок и европейские правительства уже не первый день живут, зная о возможности греческого дефолта. За серьёзные последствия придётся отвечать грекам, которым предстоит жить в условиях нехватки импортированных продуктов и отсутствии ликвидности.

- Греческое правительство намеревается пересмотреть соглашение?
- Да, есть сведения, что они надеются продолжать переговоры до самого последнего момента. Греческая экономика находится под контролем, а данные отчётов свидетельствуют о первых признаках серьёзной дестиабилизации в повседневной жизни страны. Поэтому соглашение, которое включает некоторые уступки со стороны Европы, - это лучший вариант для Греции.

- Возможна ли отмена референдума, который запланирован на 5 июля?
- Это всё ещё неясно. Греческое правительство очень стремилось провести этот референдум, мобилизовав всех его сторонников. Правительство будет стараться изо всех сил провести это голосование и получить как можно больше ответов “Нет” (во время референдума гражданам страны предстоит ответить на вопрос, одобряют ли они предложения, сделанные Еврокомиссией и МВФ – ред.). При таком раскладе правительство сможет утверждать, что имеет сильную поддержку греков и стремится перезапустить переговоры с кредиторами.

- Правящая партия СИРИЗА одобрила проведение референдума. ЕС, наоборот, в этом случае не выступает за проведение голосование. Но должны ли европейские лидеры уважать греческую демократию?
- Это очень сложный вопрос. Я думаю, что самый правильный способ ответить на этот вопрос – это сказать, что еврозона является союзом 19 демократических государств - кредиторы Греции также избранные политики – и сложно сказать, что одна демократия имеет приоритет над другому. Как только эта чрезвычайная ситуация закончится, европейские лидеры должны будут предпринять серьезные дебаты о том, как демократические принципы должны соблюдаться в еврозоне.