Один из них, 39-летний работник банка в Нью-Йорке Евгений Буряков, был задержан в понедельник в Бронксе. Двое других – дипломаты Игорь Спорышев и Виктор Подобный – покинули США до предъявления обвинений.

По версии следствия, Буряков находился в США как частное лицо и выдавал себя за работника манхэттенского филиала одного из банков. Позже Внешэкономбанк России подтвердил, что Буряков является их представителем в США. Спорышев и Подобный занимали невысокие посты на дипломатической службе.

Чтобы разоблачить Евгения Бурякова, ФБР использовало агента – это известно из обвинительного заключения прокурора. Из разговоров потенциального шпиона и агента, выдававшего себя за представителя богатого инвестора, который якобы намеревался сотрудничать с банком для строительства казино в России, следствие заключило: гражданин РФ стремился получить доступ к информации, которая «далеко выходила за рамки обязанностей банковского служащего».

– По сути дела Бурякова спровоцировали, – рассказывает Metro политолог, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Андрей Манойло. – Как заявляют Минюст и ФБР, их агент вышел на нашего соотечественника с предложением передать ему документы. В законодательстве всех стран любая провокация к совершению преступления сама по себе является уголовно наказуемым преступлением. Если такая ситуация произошла, то надо судить этого агента.

Кроме того, по мнению эксперта, предъявление обвинений в шпионаже трём россиянам имеет чётко выраженный политический окрас.

– Это произошло в тот момент, когда Россия только-только заблокировала резолюцию Совбеза ООН по Мариуполю, что очень не понравилось Западу, – говорит Манойло. – Вчера Путин сделал заявление, что украинская армия, которая участвует в карательной операции, – это легион НАТО. Плюс это очередная попытка разжечь антироссийские настроения в Западной Европе.