Президент России Владимир Путин 30 июля подписал закон, который делает необязательным бесплатный провоз багажа при невозвратных авиабилетах. Соответствующий документ в воскресенье опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Что это означает, чем грозит и какие это даёт выгоды и преимущества для пассажиров, выяснила газета Metro.

Суть изменений.

Отметим, что закон вступает в силу через 60 дней со дня опубликования. Говоря коротко, эта норма призвана предоставить пассажирам возможность летать дешевле, если они готовы делать это налегке. Закон о "безбагажных" авиаперевозках позволит снизить стоимость от 10 до 20% на невозвратные билеты, считает министр транспорта Максим Соколов. По его словам, снижение цен ожидается в рамках невозвратных тарифов. Напомним, что невозвратные авиабилеты появились в России в июне 2014 года, после вступления в силу соответствующих поправок к Воздушному кодексу.

У большинства авиакомпаний возвратные и невозвратные тарифы есть и для эконом-, и для бизнес-класса. Они отличаются только возможностью вернуть билет, если вдруг вы отмените перелет. Все остальное – кресла, меню – такое же в соответствии со своим классом. Кстати, в пояснительной записке к закону говорится, что пассажиры только в 8% случаев отказываются от билетов. Кстати, ручную кладь массой от пяти кг можно будет перевозить бесплатно даже при невозвратных билетах.

А вот возвратные билеты всегда дороже. Например, у "Аэрофлота" по направлению Москва – Рим с вылетом 11 августа невозвратный билет тарифа "Эконом бюджет" стоит 14 890 рублей. Если хотите взять возвратный билет, есть два варианта: тариф "Эконом оптимум" (18 155 рублей, за возврат удержат 70 евро) или "Эконом премиум" (22 640 рублей, возврат и обмен бесплатные).

В итоге, для возвратных авиабилетов поправки сохраняют право пассажира брать багаж минимум 10 кг. Но невозвратный тариф "может не предусматривать" бесплатный багаж, говорится в законе. При этом, перевозчик обязан информировать пассажира об условиях провоза багажа и ручной клади при покупке билета, отмечается в законе.

Позиция авиакомпаний.

Замгендиректора по правовым и имущественным вопросам "Аэрофлота" Владимир Александров в беседе с "РИА Новости" подчеркнул, что билеты по "безбагажному тарифу" будут альтернативой, а не заменой обычным билетам.

"Необходимо дать пассажиру право выбирать услуги, которые ему предпочтительны на данном рейсе", – сказал он.

Лоукостер "Победа" в свою очередь заявил о готовности снизить базовые тарифы в пределах 20%. По мнению перевозчика, авиакомпании должны иметь возможность самостоятельно и соразмерно интересам каждого клиента устанавливать нормы провоза багажа без дополнительной платы.

"Мы всегда выступали за то, чтобы клиент не платил за те услуги, которые ему не нужны. Сейчас около 40% пассажиров "Победы" путешествуют налегке и не пользуются правом провоза 10 килограммов багажа и личных вещей, предусмотренных Федеральными авиационными правилами", – отметили в компании. 

Однако в "Аэрофлоте" заявили, что не намерены вводить безбагажные тарифы после принятия нового закона. "Цены на авиабилеты в эконом-классе в связи с принятием нового закона не изменятся", – сообщили в пресс-службе компании.

Менять тарифы не собирается и S7 Airlines. "Нас положения законопроекта устраивают, но менять свою систему тарифов мы не планируем", – сообщили в авиакомпании. "ЮТэйр" также пока планирует вводить тарифы без бесплатного багажа.

Мнение эксперта.

С чем связано нежелание авиаперевозчиков использовать новые возможности, объясняет глава аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

– Авиакомпания анализирует предпочтения своих клиентов и, исходя из того, что большая часть пассажиров, вероятно, будет заинтересована в том, чтобы провозить багаж, принимает решение сохранить свою тарифную линейку, по крайней мере на ближайшее время в том виде, в котором она существует, – говорит эксперт. – Как мы понимаем, в наибольшей степени в появлении безбагажных тарифов заинтересованы лоукост-перевозчики – авиакомпании, предлагающие билеты по самым низким ценам. Поэтому новаторами, первопроходцами в введении безбагажных тарифов станет авиакомпания "Победа" и, возможно, кто-то из ее последователей в части выхода на рынок бюджетных перевозок.

При этом, по словам Пантилеева, на иностранных перевозчиков федеральные авиационные правила не распространяются и в данный момент новыми возможностями будет пользоватсья только "Победа". Однако, по его словам, были различные переговоры и публикации в СМИ насчет создания еще одной лоукост-компании.

– Во-первых, после опубликования закона должны пройти 60 дней до вступления его в силу, – отмечает специалист. – Во-вторых, проект федеральных авиационных правил, который конкретизирует подробности провоза ручной клади и багажа, был раскритикован и, возможно, будет отправлен на доработку. Если же мы говорим о том, как сейчас выглядит ситуация и попытаемся ее смоделировать, исходя из предложенного проекта ФАП, то сегодня эти правила не предусматривают бесплатного провоза ручной клади, а лишь устанавливают норму в 10кг, включенную в стоимость билета вообще. То есть, та указано, что в стоимость билета включены не менее, чем 10 кг., а авиакомпания сама вольна решать, что является ручной кладью, а что – багажом. Так, авиакомпания Победа ввела правило, согласно которому на ее рейсах включенной в стоимость билетов ручной клади вообще нет. Кроме того, как следует из ФАП, в дополнение к ручной клади, которой может и не быть, можно взять перечисленные отдельно специфические предметы, в частности портфель, дамская сумочка, ноутбук и т.д. Сейчас речь идет о том, чтоб снизить минимальную норму до 5 кг., а перечень предметов-исключений – сократить.

Однако, по мнению Пантилеева, касательно ручной клади всё не так страшно.

– Речь, конечно, не идет о том, чтоб сделать платным провоз, например, мобильных телефонов, – говорит глава аналитической службы. – Все отлично понимают, что телефоны путешествуют в кармане пассажира. Как, например, и пачка сигарет или часы. И эти предметы не включены в перечень бесплатно проносимых предметов, но ни одна авиакомпания не проверяет наличие этих предметов у пассажира. Мне сложно сказать, может ли путешественник уложиться в 5 кг. Когда я задавался этим вопросом, то понял, что на командировку с двумя ночевками мне нужно порядка 6,5-7 кг. Но при этом я прикидывал, что что-то можно было оставить, что-то – заменить. В общем-то, в 4800 я вполне уложусь, особенно если переложить что-то в карманы. Каждый решает для себя: если экономия в 1000 рублей на ручной клади представляется важной и значимой, стоит найти такой портфель, в который поместится больше вещей. В сухом остатке – наиболее вероятным первопроходцем в применении безбагажных тарифов сегодня видится Победа, которая сможет изменить свою тарифную линейку.


Опрос туристического поисковика Aviasales среди десяти тысяч путешественников показал, что 21% респондентов готовы отказаться от какого-либо багажа, если сумма скидки за такой билет составит тысячу рублей. Еще четверть считают справедливой ценой за безбагажный полет скидку в две тысячи рублей, а более половины опрошенных согласны лететь налегке за скидку более двух тысяч. 

Напомним, что сумма, которую вы платите за билет, формируется из двух частей: тариф плюс сборы и таксы. Тариф – это стоимость перелета. Тариф устанавливается компанией в зависимости от протяженности маршрута, сезона и класса бронирования (эконом или бизнес). Но есть еще аэропортовые сборы за наземное обслуживание самолетов, топливный, страховой и сервисный сборы.

Перед покупкой изучите информацию на сайте, где приобретаете билеты, и найдите правила тарифа. Обращайте внимание на следующие фразы (информацию приводит Лента.ру):

TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF CANCEL/NO-SHOW – билет невозвратный, если пассажир отменил поездку или не явился на посадку.

CHANGES NOT PERMITTED – билет не подлежит обмену.

CHANGES ANY TIME CHARGE EUR 50.00 – обменять такой билет можно, но за 50 евро. Сумма может варьироваться у разных авиакомпаний.

NAME CHANGE NOT PERMITTED – изменить имя в билете нельзя.

WHERE FARE IS NON-REFUNDABLE ANY TIME IN THIS CASE YQ/YR SURCHARGES ARE ALSO NON-REFUNDABLE – Здесь "YQ/YR" обозначает таксы. Имеется в виду, что если тариф билета невозвратный, то таксы также не подлежат возврату.

Как называются невозвратные тарифы у российских авиакомпаний

У "Аэрофлота" есть два невозвратных тарифа: "Эконом промо" и "Эконом бюджет".

S7 Airlines не принимает обратно билеты, которые продают по тарифу "Базовый", в том числе "Эконом базовый" и "Бизнес базовый".

У UTair невозвратные тарифы – "Лайт Эконом".

У "Уральских авиалиний" невозвратные билеты продают по промотарифам.

"Победа" предлагает невозвратные билеты по тарифам "Стандарт" и "Пакет плюс".

У Nordwind Airlines – тариф "Промо".