В 2017 году в автосалонах появится первый в истории легковой автомобиль, у которого не будет традиционного ключа. Разблокировать двери и завести мотор позволят со своего телефона, установив соответствующее приложение.

Технологию на выставке Mobile World Congress 2016 в Барселоне официально представила компания Volvo. Как рассказал Мартин Розенквист, директор по новым продуктам автопроизводителя, такой подход в ближайшие годы может изменить всю индустрию. Кроме удобства использования у отсутствия ключей и брелоков есть ещё один плюс: машиной смогут воспользоваться родственники или друзья, просто получив подтверждение в цифровом виде через то же самое приложение. В бизнесе это придётся по вкусу компаниям, сдающим машины в аренду, и их клиентам.

Отсутствие ключа - лишь вершина айсберга,  имя которому "умный автомобиль". В 2017 году на дороги Швеции в качестве пилотного проекта запустят 100 автономных легковушек, которые будут двигаться без участия водителя.

"Владелец в дороге сможет читать газету или смотреть фильм", - обещает Розенквист. Проект поддержан правительством, а в гонку до 2020 года, который указывается в качестве вехи развития, включилось около десятка автобрендов по всему миру и технологические гиганты во главе с Google.

Впрочем, у компьютеризации машин есть и другая сторона. С тех пор, как в 2015 году два американских хакера в рамках эксперимента на удалёнке взяли под контроль автомобиль во время движения через "дыру" в разлекательной системе, автоконцерны поняли уязвимость технологии. Об этом Metro на выставке рассказал Сергей Ложкин, эксперт "Лаборатории Касперского".

- Стандартно производители думали скорее о том, чтобы автомобиль напичкать новейшими разработками, а не о сопутствующих угрозах, - говорит аналитик. - Но с превращением машины в "умное устройство" начнётся традиционная борьба плохих и хороших парней. Этого нельзя избежать.

Основной целью взлома автомобилей, хотя и не единственной будет не угон, а кража персональных данных, уверен Ложкин.

- Автомобиль может быть подключен к разным системам, в нём есть камера и микрофон, которые возможно взять под контроль, - перечисляет аналитик. - Второй момент - перехват управления машиной, что уже сделано. Третий - блокировка системы и, к примеру, вымогательство денег. А если владелец - госчиновник высокого ранга или крупный бизнесмен, это очень опасно.

Сегодня такие угрозы актуальны для автомобилей премиум-класса. С появлением новинки Volvo начнёт их миграция на масс-маркет.