В кинопрокат вышла картина "Мавританец", основанная на книге Мохаммеда Ульд Слахи "Дневник Гуантанамо". Metro поговорило с продюсером и одним из главных актёров фильма Бенедиктом Камбербэтчем про правосудие, страшный эффект от 11 сентября и мучительные съёмки в Южной Африке.

В центре сюжета – реальная история Мохаммеда Ульд Слахи, которого в 2001 году поместили в тюрьму Гуантанамо, где он провёл 14 лет. Его подозревали в совершении теракта, но ни официального обвинения, ни возможности защитить себя в суде он так и не получил.

Бенедикт Камбербэтч играет военного прокурора, подполковника Стюарта Коуча, который должен был доказать вину Слахи, но, увидев допрос задержанного с пытками, отказался вести это дело.

Вашему герою пришлось принять непростые в нравственном, юридическом и личном плане решения.

Думаю, многие представители юридических профессий выбрали бы тот же путь, что и Коуч. У него было множество причин, чтобы обвинять Мохаммеда. Коуч – христианин, патриот, а также друг одного из вторых пилотов, погибших при захвате самолёта в день атаки на Центр международной торговли. При этом я также считаю, что не каждый, будучи юристом, патриотом и христианином, мог бы остаться верным своей клятве защищать демократию в деле против человека, чьи признания были получены при помощи пыток.

Мохаммеда содержали в тюрьме США 14 лет без предъявления обвинений. Трудно даже представить, как такое вообще возможно.

14 лет! Это настоящий кошмар. Его дело постоянно обсуждалось в судах. Ты думаешь: "Почему? Это какая-то пропаганда? Его не могут отпустить, потому что он обвиняется в терроризме?" Я думаю, это неразрывно связано с психологическим эффектом от 11 сентября. Западный мир и передовики агрессивной либеральной демократии оказались под угрозой. Любые средства были хороши, лишь бы предотвратить ещё одну атаку. Все мы видели в прямом эфире по телевизору, как гибнут тысячи людей. Неамериканцам, а тем более самим американцам, очень трудно оценить, какое именно влияние это оказало на коллективную психологию Запада. Думаю, такие фильмы и такие сюжеты – это наше напоминание о том, что история всех рассудит. Мы должны защищать то лучшее, что у нас есть, а не просто отвечать огнём на огонь.

Вы также выступили продюсером фильма?

Да, сначала меня привлекли в качестве продюсера. И на первом этапе нам нужно было придумать, как воплотить эту историю на экране, имея совсем небольшой бюджет. Это не тот сюжет, с которым можно пойти просить милостыню в крупную продюсерскую компанию. Это очень нишевая история. В процессе работы меня привлёк персонаж Коуча с актёрской точки зрения.

Чем именно?

Как продюсер я ни секунды не сомневался в том, стоит ли участвовать в этом фильме. Как актёр – сначала я не думал, что для меня что-то найдётся. Но роль Стюарта Коуча становилась всё интереснее по мере написания сценария. Я в то время отращивал волосы для съёмок в фильме Джейн Кэмпион "Сила собаки", так что моя стрижка морпеха на самом деле не моя.

Серьёзно?

Да, у меня под париком копна своих длинных волос. Каждый день мне накладывали грим целых два часа. А ещё в Южной Африке кошмарно жарко, и я при этом всё время болел. Между дублями я просто пытался сдержать рвотные позывы. Я лежал пластом на спине в попытках немного охладиться и не потеть. Нам приходилось очень рано вставать, чтобы застать тот особый неяркий свет южноафриканского лета. Поймать такое, знаете, лёгкое свечение над океаном. В общем, было непросто.

При этом в кадре вы выглядите очень собранным.

И в этом огромная заслуга гримёров и дизайнера по костюмам, который оказался настоящим фанатом деталей. Чтобы на моей рубашке были правильные складки, они использовали подтяжки, которые крепились к носкам. Все вещи были очень необычными, включая пряжки. Также Стюарт одолжил мне свой значок в виде крыльев, который его отец дантист выплавил вручную из золота. Тяжёлая штука! А вообще я совсем не похож на Стюарта. У меня другая речь, акцент, к тому же в Северной Каролине свой, очень особенный говор. У Стюарта другой голос, другое поведение. Но у нас не было цели его скопировать. Весь смысл в интерпретации. Общения с ним и осознания того, через что пришлось пройти этому человеку, было достаточно, чтобы понять, как именно я должен подойти к исполнению этой роли.

Как сам подполковник отреагировал на идею фильма?

Мы много общались во время работы над фильмом, а перед началом съёмок мы лично встретились в Лондоне. Он был тронут тем, что его история станет частью истории о Мохаммеде. Они прилетели вместе с женой – очень милая пара. Если бы была такая необходимость, они бы полетели и в Южную Африку. Они очень поддерживали нас на протяжении съёмок. Он был готов в любой момент помочь советом, будь это вопрос по этикету, причёске, по поведению морпеха или правозащитника. Он также делился своими эмоциональными переживаниями о произошедшем. Это меня очень подкупило. Стюарт уже видел фильм, и он остался в восторге.

Мохаммед ведь тоже выступил продюсером фильма.

Мохаммед очень необычный парень. Он как свет надежды в тёмном мире. Он показывает, как человеческий дух может воспрять в тяжёлые времена. Тот факт, что Мохаммед выходит из всего этого более сильной личностью, служит доказательством его невероятной крепости духа. У такого человека нам всем стоило бы поучиться. Он смог посмотреть на своих захватчиков с сочувствием и пониманием и обернул страх и ненависть в любовь и надежду. Это очень резонансный посыл для наших времён. Он живое доказательство того, как прекрасны его вера, нация, семья и личность.

Всё, что вы хотели бы знать про Бенедикта

1. Голубая кровь

Родители – актёры Тимоти Карлтон и Ванда Вентхам. В жилах Бенедикта течёт непростая кровь, он потомок короля Ричарда III из династии Плантагенетов

2. Женский дебют

Увлёкся театром в детстве.  Первая роль – Титания, королева фей из пьесы "Сон в летнюю ночь", которую он сыграл в 12 лет. После школы провёл год в тибетском монастыре в Индии в качестве преподавателя английского.

3. Чудовищная роль

Отучившись в Лондонской академии музыкального и драматического искусства, начал играть в лондонских театрах. В 2012 году был удостоен премии Лоренса Оливье за роль в спектакле "Франкенштейн" режиссёра Дэнни Бойла, в котором Бенедикт вместе с напарником Джонни Ли Миллером по очереди представали в ролях Виктора Франкенштейна и его создания

4. Детектив

Мировую славу Камбербэтчу принесла роль великого сыщика в сериале "Шерлок", за которую он получил премию "Эмми"

5. Личное дело

В 2015 году женился на актрисе Софи Хантер. У пары двое детей – 5-летний Кристофер и 3-летний Хэл.