Из чего сделана одежда настоящего и откуда она будет появляться в будущем? Если мода – это отражение происходящего в нашем обществе, тогда все макро-процессы, диктующие нам наше поведение и формирующие взгляды на мир, также влияют и на моду. Сезон осень-зима – 2017 – уже прошлое. И вместе с WGSN (Компании по прогнозированию мировых модных тенденций – Прим.ред.) и ASSINTECAL журналист Metro делает обзор трендов, уже наполнивших магазины и подиумы, которые продержатся вплоть до 2020 года.


Медленное возвращение
Элизабет Клайн в своей книге “Слишком модно одетые: Шокирующая цена дешёвой моды”, вышедшей в свет в 2013 году, объясняет, что индустрия “быстрой моды” занимает первое место по влиянию на развитие устойчивого производства. Марки одежды класса “быстрой моды” обновляют свой ассортимент очень часто. За год модные бренды выпустили в среднем 52 микро-коллекции. Но так было четыре года назад. Сейчас же производители понимают, что ситуация выходит из-под контроля, и они стараются ориентироваться на потребителя, который всё больше начинает беспокоиться о том, из чего сделан приобретённый им продукт. По данным компании по прогнозированию мировых модных тенденций (WGSN), только в США по сравнению с предыдущим годом возросло потребление устойчивой одежды на 19%.
Для создания устойчивых продуктов ретейлеры тоже начали использовать такие материалы, как тенсел и лиоцель. Кроме того, эта тенденция появляется и в производстве товаров класса “люкс”.
Отличительные знаки: устойчивые материалы, ориентация на клиента, “новый взгляд”, специальные коллекции.
Бренды: Shape the Invisible – новый проект Zara и молодых дизайнеров, которые переосмысливают одежду из предыдущих коллекций; Conscious Collection и инициативы по переработке вещей от H&M; Капсульная коллекция “Committed Collection” от Mango – пусть цены выше обычных, но экологичная одежда стоит того.

Гранж/унисекс
Стиль 90-х возвращается, и вместе с ним возвращаются и тенденции “антимоды” как символ протеста: Нормкор (англ. Normcore – с конца последнего десятилетия), а также спорт-шик (Sporty Chic) – стали своеобразным символом одежды последнего десятилетия и вместе с тем отличительным признаком уличной моды. Мы наблюдаем, как индустрия адаптируется под запросы клиента, покрывая джинсы вышивкой, жемчужной россыпью и кнопками, выпускает футболки с изображением рок-групп и разнообразные рабочие рубашки из денима. Чокеры, бархат и худи не остались без внимания и добавляют в образ весёлость, которую молодёжь стремится распространить (это и сделало такие бренды, как Vetements невероятно популярными). WGSN говорит, что возрождение гранжа мы можем наблюдать в концертных турах Джастина Бибера и Канье Уэста “Purpose” и “Life of Pablo”, где они демонстрируют одежду свободного кроя (oversize) и, конечно же, худи, которые стали маст-хэвом этого сезона. Конечно, потребители играют и со слоями, и с объёмом, и всё это для того, чтобы продемонстрировать свою эстетическую свободу.
Отличительные знаки: одежда оверсайз, фирменная символика, худи, одежда унисекс.
Бренды: Vetements, Balenciaga, Yeezy (от Канье Уэста).

Тропический шик (избыток)
Ремесленные и причудливые работы мастеров пошли по новому пути, найдя выход в оригинальном изображении, вышивке и её переосмыслении, что обещает стать главным трендом лета 2019 года. Мы уже видели нечто подобное в показах Christian Louboutin в Мехико, блузах Isabel Marant и творениях Esteban Cortazar, представленные в Colette. Мариале Паскуа (WGSN) объясняет: “Тропическая тематика преобразилась и адаптировалась. В период с 2014 по 2016 годы мы наслаждались очарованием Бразилии, а 2017 год ознаменован приближением к эстетике Кубы и Карибских островов в целом. В будущем эта тематика будет лишь распространяться, учитывая всемирную популярность бразильских и колумбийских брендов”.
Эту тенденцию можно заметить в показах Chanel на Кубе и Louis Vuitton в Бразилии.
Отличительные знаки: вышивка, изделия ручной работы, буйство красок, замысловатые орнаменты и фольклор в современной интерпретации.
Бренды: Mercedes Salazar, Johanna Ortiz, Christian Louboutin, Silvia Tcherassi, Agua Bendita.

Политический манифест
Во времена политического напряжения, когда Великобритания стоит на пороге выхода из Европейского Союза, население Колумбии проголосовало против подписания мирного соглашения с ФАРК, а к власти в Штатах пришёл президент Трамп, бренды продолжают позиционировать себя как генераторы движения “Сопротивление”, что стало модным концептом марки Assintecal (Бразилия) на летний сезон 2019 года. Слова на одежде передают настроение сопротивления, которое можно увидеть в осенне-зимнем показе 2017 года Prada и Jonathan Simkhai.
Отличительные знаки: графические изображения, надписи, рубашки со слоганами, в т.ч. И политическими лозунгами.
Бренды: Prabal Gurung, Public School, Tome, Ricardo Seco.

Максимализм
Ещё один тренд, который преобладал над остальными на протяжении последних нескольких лет и останется лидирующем в сезоне осень-зима – 2018, это эстетический максимализм во всех его проявлениях, который ввёл в 2015 году Gucci. Mark Jacobs тоже взял на вооружение блеск и принцип “чем больше, тем лучше” в своих образах. Тренд также отличается своей провокационностью, замысловатостью и обилием надписей. В ответ на напряжённый социальный и политический сценарий (что отражает история), Assintecal разработал для осенне-зимней коллекции – 2018 и весенне-летнего сезона – 2019 такие концепции, как “Provocation” и “Labyrinthine” (которые можно перевести словами "провокация" и "запутанность"), чтобы отразить, как функционирует общество. Перья, вышивка, обилие меха – всё это есть и останется в магазинах и на подиумах.
Отличительные черты: Мультиколор, блеск, использование разных материалов, сложные надписи, болеро, гиперболичность.
Бренды: Louis Vuitton, Marc Jacobs, Gucci, Mary Katrantzou.

Вопрос – ответ
Уолтер Родригес, тим-лидер компании Coolhunting


Мы наблюдаем, как в моде 2018 и 2019 гг. отражаются происходящие в мире события. Как вы считаете, будут ли  заявленные на грядущие два сезона тренды продолжать изменяться в сторону сопротивления в зависимости от политической обстановки?
Мы знаем, что мода всегда отражает тот период времени, в котором мы живём, поэтому политика, экономика, культура и развлечения всегда будут оказывать влияние на потребителя, подстраивая под тенденции времени и моду. Мы не должны забывать, что всё так или иначе между собой связано, и что события, происходящие в тот момент времени, который мы проживаем, всегда будут управлять желаниями и побуждениями людей приобрести продукты из конкретных областей. Так, вторичное использование, сознательное потребление, нацеленность индустрии моды на применение перерабатываемых материалов и другая деятельность, направленная на устойчивое развитие, удовлетворит потребности людей с подобными взглядами. С другой стороны, роскошь будет существовать всегда, давая выбор представителям этой группы потребителей.
Текущие конфликты в Сирии, Йемене, политическая обстановка в Турции, избрание Трампа и другие события, касающиеся общества, закончатся ещё не скоро и будут оказывать на нас влияние в будущем.

Мода впервые в истории подверглась влиянию политики и социальных событий или подобное уже когда-то происходило?
Нет, не впервые. В 1929 году, во время Великой депрессии, в моду вошли джаз, блеск и вечеринки на фоне введённого “сухого” закона как ответ на неудачи и отказ признавать нищету, которая доводила людей до отчаяния в тот исторический период. В послевоенное время в 50-е и 60-е гг. вместе с New Look от Christian Dior из тканей разной расцветки шились объёмные силуэты, подчёркивающие женскую талию. Это своего рода протест на тяжёлые последствия разрушившей Европу войны. Деньги Америки, выделенные на восстановление и развитие экономики Европы, дали развитие и моде. К 1980-х гг. после спровоцированного ОПЕК энергетического кризиса 1970-х гг., музыка стала тяжелее. Зародилась панк-культура. Акцент делался на плечи, на женской одежде появились золотые пуговицы, женской силе стало уделяться внимание, и к власти пришли женщины, например, Маргарет Тэтчер. В это время пользовались популярностью цветные и дерзкие узоры, которые призваны были нивелировать всю горечь того времени. С 1990 по 2008 гг. было мирное и благоприятное время, и минимализм Жиля Сандера и Хельмута Ланга оказывает сильное влияние на моду, демонстрируя классическую одежду из утончённых и изысканных материалов. Мы до сих пор наблюдаем последствия произошедшего девять лет назад в США биржевого краха, видим, как появляются аутлеты на развивающихся рынках Индии и Китая, и то, что для американцев и европейцев кажется довольно сложным, в странах востока выглядит как свет в конце тоннеля.

Один из заявленных компанией Assintecal трендов на лето – 2019 – “избыток”, который уже очень популярен. Почему он произвёл такой бум в индустрии моды?
Сегодня, в условиях активного развития технологий, производства новых материалов и других достижений инноваций, изделия ручной работы особенно ценятся. Хендмейд-изделия воспринимаются как уникальные и неповторимые – то что нужно сектору “люкс”. И как результат, при виде этих изделий мы приходим в восторг, ведь мы живём в эпоху “быстрой моды” и продуктов с ограниченным сроком годности. Мы стремимся вырваться из этих оков и желаем приобретать продукты, которые представляют собой некоторую историческую ценность. С другой стороны, нельзя забывать, что технологии способны имитировать ручную работу, удовлетворяя потребности широкой публики. Таким образом, мы придаём значимость всему, что сделано руками человека и относится к народной культуре, как, например, вышивка, которую может выполнить и человек, и машина.

Почему выражение времени через одежду настолько важно?
Мы знаем, что эпоха переизбытка товаров, производимых индустрией “быстрой моды”, подходит к концу. Как пример, H&M. Они заявили, что в будущем все их товары будут произведены из перерабатываемых материалов. Уже сегодня потребитель желает знать, из чего сделана вещь и какова её история. Последнее время мы всё чаще говорим о сказках, в которых продукты будут олицетворяться. В Inspiramais мы работаем с продуктами, имеющими ДНК, и привлекаем потребителей с меньшим количеством “свободных” средств. Поэтому мы создали проект “Levedad” (концепция в моде и тренд в исследовании), который отражается в повседневной жизни, в смартфонах, в нанотехнологиях и микрохирургии. Мода во всей своей красе всегда была способом выражения наших чувств и самих себя. Уже сейчас люди становятся изолированными друг от друга и обрастают страхами общения, в будущем этот процесс будет лишь усиливаться. И в этих условиях одежда расскажет о наших переживаниях и  станет способом выражения сопротивления, что мы как раз и создали в коллекции 2019 года.