Новости

Жертвой травли может стать даже физрук: в России педагогов начали учить бороться с буллингом

Стартовали первые онлайн-занятия
Жертвой травли может стать даже физрук: в России педагогов начали учить бороться с буллингом
Жертвой травли может стать даже физрук: в России педагогов начали учить бороться с буллингом
Все занятия, которые организуют Центр толерантности и Общероссийский профсоюз образования благодаря поддержке Фонда президентских грантов, бесплатные. Фото предоставлено Центром толерантности
Все занятия, которые организуют Центр толерантности и Общероссийский профсоюз образования благодаря поддержке Фонда президентских грантов, бесплатные. Фото предоставлено Центром толерантности
Анна Макарчук. Фото предоставлено Центром толерантности
Все занятия, которые организуют Центр толерантности и Общероссийский профсоюз образования благодаря поддержке Фонда президентских грантов, бесплатные. Фото предоставлено Центром толерантности1/2

В стране начались занятия для учителей по специальной программе.

По словам автора антибуллингового проекта "Каждый важен", директора Центра толерантности Анны Макарчук, сценарий буллинга предполагает четыре возможные роли: агрессор, жертва, свидетель и защитник. Каждый, кто хотя бы просто смотрит на то, как происходит травля, уже включён в процесс, хотя может этого и не осознавать. При этом в роли жертвы может оказаться и сам учитель.

– Наверное, можно говорить о том, что есть типажи людей, педагогов, которые в меньшей степени рискуют стать мишенью травли со стороны учеников – специальной статистики по этому поводу нет, – рассказала Metro Анна Макарчук. – Но никому нельзя гарантировать, что это не произойдёт. Даже физруку! Мне стыдно вспоминать об этом, но в школе мы травили одного педагога. Это был учитель математики. Мы звали его Пастором. Профессионал высочайшего уровня, очень сильный человек, педагог. Почему мы выбрали его? До сих пор не могу понять. Возможно, ребята пытались понять, а могут ли они сломать именно такого сильного человека.

По словам автора антибуллинговой программы, молодой педагог, впервые вошедший в класс, имеет высокий риск стать "жертвой", особенно для старшеклассников – дети обязательно проверят границы дозволенного.

– Молодой педагог хоть раз обязательно попадёт под агрессию класса, столкнётся с конфликтной ситуацией, – говорит Анна Макарчук. – Но травля – это процесс хронический. Важно не дать этой попытке агрессии перерасти в систему отношений. Большая ошибка – давать первую эмоциональную реакцию. Это именно тот ответ, которого от тебя ждут агрессоры. Это всегда проигрыш. Ответная агрессия – тоже проигрыш. Это эмоциональная саморегуляция – не дать себя свести с катушек. У каждого свои способы справляться с таким первичным коммуникативным стрессом. Кто-то дышит, кто-то руку в кулак сжимает. Если у кого-то из педагогов подобного приёма в арсенале нет, настоятельно рекомендую его завести. Первое и главное правило – осознанность. Педагог должен понимать, что он делает.

По словам специалиста, в подобных ситуациях победить агрессию может эмоциональная открытость. В ответ на оскорбление педагог не выгоняет обидчика из класса, а говорит при всех, как ему горько и обидно всё это слышать.

– Возможность агрессивных или уничижительных действий наступает, когда у ребёнка притуплено чувство эмпатии (сопереживания), – объясняет Анна Макарчук. – Пока механизм эмпатии нормально работает, он не даёт нам причинять боль. Когда мы говорим о чувствах, мы его включаем, ну или как минимум не идём на конфронтацию. Сказать о растерянности, обиде важно, но если мы перейдём к обвинениям, то всё пропало.

Если "первая битва" и несколько последующих проиграны, то, по словам автора антибуллинговой программы, педагог один уже с этим справиться не сможет. Нужно подключать коллег и родителей.

– Если началась травля, одной таблетки от неё нет. Лечение должно быть системным. Необходимо работать с системой ценностей класса и школы, – говорит специалист. – Если в одном классе зафиксировано, то в школе, скорее всего, буллинг есть и в других классах. Это как вирус. По одному этим не болеют.

По словам Анна Макарчук, многие люди до сих пор верят мифу о том, что буллинг не только безвреден, но и делает нас сильнее – если пережил, значит, стал лучше и круче.

– Травля никого не делает лучше и калечит всех, – говорит специалист. – Буллинг был всегда. И до того, как школа осознала себя как школа. Это часть нашего "животного". Вопрос в том, насколько мы готовы оставаться животными и принимать последствия, личные и социальные, этого факта. Я думаю, что люди продвинулись в своём развитии достаточно далеко, чтобы понимать, насколько эта история калечащая.

Сегодня первые онлайн-занятия по повышению квалификации по программе "Каждый важен" стартовали в Калужской и Ярославской областях. В сентябре уже, как ожидается, очное обучение методам противодействия буллингу пройдёт в Московской, Томской, Нижегородской и Воронежской.

Все занятия, которые организуют Центр толерантности и Общероссийский профсоюз образования благодаря поддержке Фонда президентских грантов, бесплатные.