Виртуальная реальность полностью изменила мир. Сейчас с помощью технологии можно воссоздавать звуки, погрузиться в любую среду и даже почувствовать на себе чьи-то прикосновения. Однако одна область человеческих ощущений всё ещё остаётся неподвластна VR – это запахи.

Нельзя сказать, что человек ничего не пытался с этим сделать. Попытки добавить запахи к тому, что видишь, были ещё в 1916 году. Тогда владелец одного из американских кинотеатров во время показа ежегодного футбольного матча "Роуз Боул" расставил по залу ёмкости с розовым маслом, которое было связано с названием соревнования. Но идея не сильно продвинулась с тех пор.

Каждый год учёные всё ближе подбираются к разработке цифровых ароматов. В целом технологии, на базе которых их можно создавать,  уже существуют. Речь идёт об устройствах, в которые нужно вставлять картриджи. Однако и с ними есть сложности.

– Проблема заключается в том, что нам нужно найти универсальные ароматические компоненты, при соединении дающие огромное количество запахов. А вторая проблема – в их упаковке и миниатюризации. Их нужно сделать маленькими и удобными, чтобы они смогли помещаться в доме. Из этого следует третья проблема – размер устройства не должен влиять на силу запаха. Человек должен иметь возможность его регулировать, – объяснила Metro Саския Уилсон-Браун, основатель Института искусства и обоняния в Лос-Анджелесе.

Другая проблема заключается в доступности. Согласитесь, что зажечь аромасвечу куда проще, чем "колдовать" над картриджами. Но у них, в отличие от аромасвечей, большое будущее.

– Представьте, что вы, уставшие, возвращаетесь домой после долгого дня. Вам хочется создать запах с добавлением успокаивающей мяты, ливанского кедра, который придаст энергии, и, возможно, с капелькой шоколада, чтобы появилось желание что-то испечь. Такой уровень персонализации был бы очень крутым, но мы пока к нему не пришли, – сказала эксперт.

Учёные отмечают, что цифровые ароматы могут стать популярными в бьюти-индустрии, где клиенты получат возможность создавать персонализированные запахи почти что онлайн, и в медицине. Например, благодаря биению сердца смарт-часы смогут вычислить, какой запах вас удручает, а какой поднимает настроение, и в моменты тревоги или подавленности создавать вокруг вас аромат, улучшающий настроение.

Цифровые запахи ближе, чем кажется

  • oPhone. Изобретатель Дэвид Эдвардс в 2014 году разработал устройство, которое позволяет делиться запахом через приложение. Ароматы запакованы в маленькие картриджи – их можно вставить в специальный трансформатор.
  • Scentee. Токийская компания Scentee выпустила устройство под названием Scent Balloon ("Ароматический шар"), которое можно прикрепить к iPhone. Аксессуар за 35 долларов включает в себя более 100 картриджей с разными ароматами.

Эксперт. Оливия Жезлер, основатель компании the Future of Smell, которая разрабатывает ароматы для брендов, включая Victoria’s Secret и Dior.

- Будут ли люди вставлять себе  в нос электроды ради того, чтобы ощущать запахи?
- Лично вы готовы вставить электроды в нос? Я думаю, что всё зависит от того, на что будут похожи эти электроды и какие преимущества они принесут. Если они их не вставят, упустят ли что-то необычное? А вообще, никто не захочет вставлять себе что-то в нос до тех пор, пока не увидит, что это с успехом проделал кто-то другой. Но этого первого человека ещё нужно найти.

- Хорошо, а что насчёт неинвазивных способов почувствовать запахи?
- Я бы сказала, что ближе всего к распространению запахов неинвазивным путём находится виртуальная реальность. Разные ароматы можно будет получать из гарнитуры, расположенной возле носа. Так запах будет ощущаться одним человеком и в то же время не распространится вокруг. В идеале ароматы должны воспроизводиться в фоновом режиме, аналогично звуковому сопровождению. Их можно будет использовать в кино для усиления эмоций. Например, запахи кофе, мокрого асфальта, леса могут  точнее передать происходящее на экране.

- Какие у цифровых запахов есть преимущества?
- Они могут сделать людей ближе – всегда интересно узнать, как вкусно, к примеру, пахнет еда, которую сейчас где-то далеко ест друг. Запахи формируют тесную связь между людьми, с каждым человеком у нас связан свой запах. Поэтому цифровые ароматы могут сократить расстояние.