Новости

Заночевать в чуме и поесть оленину: путешественник прошёл свыше 2 тысяч км по Крайнему Северу

История Сергея Саймана
Заночевать в чуме и поесть оленину: путешественник прошёл свыше 2 тысяч км по Крайнему Северу
Ямальские просторы. Фото instagram.com/saimanblog/saimanblog.ru
Ямальские просторы. Фото  instagram.com/saimanblog/saimanblog.ru
Сергей Сайман. Фото instagram.com/saimanblog/saimanblog.ru
Самое большое стадо оленей в мире – 700 тысяч. Фото  instagram.com/saimanblog/saimanblog.ru
Ямальские просторы. Фото instagram.com/saimanblog/saimanblog.ru1/3

Более двух тысяч километров по заснеженным просторам Крайнего Севера проделал путешественник Сергей Сайман.  

От Перми до Югры на трёх внедорожниках, а потом – на Ямал. Добравшись через национальные посёлки до единственного в мире города на полярном круге – Салехарда, путешественники двинулись на юг. Какие-то маршруты пришлось сократить, как это обычно бывает на Севере, из-за погоды.

Зима с большой буквы
Таких холодов не ожидали даже опытные путешественники. Температура держалась около -50 градусов. Гиды не смогли сопровождать Сергея с его группой на исторические развалины знаменитой Стройки № 501, её ещё называют Мёртвая дорога. Трансполярную магистраль несколько лет возводили заключённые ГУЛАГа. А после смерти Сталина железную дорогу заморозили.    

Дороги не так плохи
– Я не раз бывал на Крайнем Севере в других регионах, – рассказывает Metro Сергей. –    Теперь могу сказать, что Ямал – наиболее удобное место для автотуризма, если рассматривать весь российский север.
Неплохо Сергей оценил и ямальские зимники (дороги, проложенные по замёрзшему льду рек и озёр или уплотнённые снегом и льдом).
– Застревали только там, где съезжали с зимника, – делится путешественник. – А так чистят их хорошо.

В чуме поели строганину
Путешественники останавливались в стойбище оленевода Михаила и даже остались с ночёвкой. Но спокойно отдохнуть не получилось.
  – В одной из машин замёрзла солярка, – вспоминает Сергей. –  Всю ночь отогревали подручными способами.
До этого Сергей ни разу не был в чуме. Общение с аборигенами Севера и знакомство с их бытом стали самыми яркими моментами путешествия. Вместе с Михаилом в чуме живут его супруга и трёхлетний сын. Гости попробовали строганину из северных рыб, блюда из мороженой оленины и варёной.    

Технологии дошли до чума
– Нам повезло, что мы застали Михаила. Оленеводы постоянно каслают (передвигаются по тундре), – рассказывает Сергей. –  Они сохранили традиционный уклад жизни. Но мир меняется, появляются новые технологии. В чуме Михаила стоит спутниковая тарелка, к ней подключён телевизор. У тундровиков есть сотовые телефоны. Правда, связь там поймаешь не везде. Оленеводы ездят на снегоходах.

8 дней длилось путешествие Сергея с группой.