Сценарий фильма создан по мотивам книги "Хайлак" писателя Вацлава Серошевского. События разворачиваются в конце 19-го века в Якутской области.

Супружеская пара Хабджий и Керемес живут в удалённой хибаре на окраине леса, зарабатывают покосом, но этого хватает только на то, чтобы не умереть с голоду. Их тяжёлое положение усугубляется личной трагедией – вот уже их второй ребёнок рождается мёртвым. В ответ на просьбу помочь работой или деньгами местный князь приказывает супругам приютить у себя дома русского каторжанина,  отправленного в Якутию отбывать наказание,  взамен посулив муки.  Продуктов никаких бедолаги так  и не получили, зато незваный гость очень скоро начинает вести себя в их доме как хозяин.

На пресс-конференции после показа режиссёр признался, что про многие детали быта 19-го столетия ему рассказал исполнитель роли Хабджия Павел Колесов, который родился в якутской деревне и у которого есть дом, построенный лет 200 назад.

Одним из продюсеров фильма выступил известный российский режиссёр Борис Хлебников, который объяснил свой интерес к проекту актуальностью и неоднозначностью темы.

– Да, тут упаковка 19-го века, но под ней крайне острая история про империю, которая помогает соседям,  –рассказал он. –  Мы же всегда хотим сделать что-то хорошее в чужом доме и прекрасно знаем, чем это всегда заканчивается. Это история про имперское сознание, но я не думаю, что этот феномен касается только русских. Это феномен человека, родившегося в любой империи – в Америке, в Англии, во Франции.

В первоисточнике каторжник описан как настоящий уголовник, но в фильме это политзаключённый, роль которого исполняет истощённый, но интеллигентный Сергей Гилёв (сериал "Хрусталь").

– Из-за этой перемены и фокус сюжета сместился, – заметил Хлебников. –  Это же совсем другое дело, когда идейный, образованный человек залезает в чужую семью и начинает эту семью присваивать. Тут же возникает и дискуссия о разбойнике и жертве. Ведь это вопрос сознания. Жертва тоже во многом виновата, потому что она себя начинает считать жертвой. Ведь якутов было больше, они могли легко разобраться с этим несчастным одним-единственным русским.

"Наши артисты сами родом из сёл, я их просил вести себя как в обычной жизни", - сказал Владимир Мункуев, режиссёр фильма "Нуучча"

25 сентября на закрытии "Кинотавра" станет известно, получит ли "Нуучча" призы, но после прошлогодней победы картины "Пугало" внимание к якутскому кинематографу на фестивале пристальное.