Александр Соломатин, проректор по науке Института МИРБИС

– Идея очень полезная и своевременная. Основам предпринимательской деятельности нужно действительно обучать со школьной скамьи. В 30 лет уже поздно. Варианта реализации факультативных занятий по предпринимательству три. Первый – привлечь сами школы и ввести факультативы для 10–11-го классов. Второй – брать колледжи в той же возрастной категории. Третий – привлечь бизнес-школы, которые уже обучают предпринимательству. Это, пожалуй, самый эффективный способ. При этом расчитывать стоит на тех школьников, которые в большей степени склонны к ведению предпринимательской деятельности. Определить фокус-группу поможет тестирование. По итогам детей разделят на предпринимателей, управленцев и подчинённых. Вторым и третьим факультатив не нужен. С остальными можно будет работать. Факультатив должен коснуться как минимум трёх больших тем. Во-первых, основ предпринимательства. Во-вторых, правоведения. В-третьих, развития предпринимательского сознания. Сроки же реализации зависят от того, что мы хотим получить на выходе. Ввести курс в принципе можно и за год. Но если нам нужны результаты, то понадобится 3–5 лет.

Вадим Лобов, исполнительный директор Университета "Синергия"

– Мы каждый год проводим социологические опросы среди школьников, которые поступают в наш вуз, и мы видим, что число тех, кто хочет заниматься своим бизнесом, ежегодно падает. Почему это происходит, понятно. Информационное поле соответствующее, люди хотят быть чиновниками, поэтому если мы хотим простимулировать интерес в целом заниматься бизнесом, то начинать надо действительно со школьной скамьи. Именно там мы должны вызвать интерес у людей заниматься своим бизнесом. Я считаю, что многолетняя практика и работа разных программ по обучению предпринимательству показывает, что если давать в адаптированной форме с использованием игровых материалов, мультимедийных, с помощью специальных адаптированных тестов, то незаметно школьникам можно заложить, базовые основы, базовые понимания того, как надо открыть свой бизнес, как надо выиграть свою нишу, как продвигать товар на рынке. И конечно, заложенное в школьном возрасте в дальнейшем поможет молодёжи раскрыться. Оптимальный алгоритм заключается в том, что нужно сформировать курс и приказом Министра образования этот курс внедрить в обязательную программу школьников, т.е. как мы подходим к программам других курсов, например, математики, русского языка.