Чем запомнился Вам 2013 год на рынке краудфандинга?

– Все игроки рынка и эксперты однозначно признали большую перспективность крауд-бизнеса. Более очевидным стал факт, что российский крауд-рынок очень похож на крауд-рынок США, только с запаздыванием на пару лет. Налицо явная конкуренция между основными российскими крауд-площадками - в целом, это хорошо для более динамичного и здорового развития рынка. Очень позитивно можно оценить фидбек со стороны инвесторов, интересующихся крауд-рынком - после конференции RIW 13 ко мне обратились сразу несколько инвесторов и представителей крупных корпораций. Целый день на RIW 13, посвященный крауд-рынку - это очевидное признание значимости и перспективности отрасли. Крауд-рынок становится все более понятным для потребителей, и вызывает все больший интерес со стороны СМИ - за счет актуальности и значимости крауд-проектов и медийности их лидеров.

Были ли какие-то проекты, которые вы бы назвали прорывом?

– Среди наиболее успешных российских крауд-проектов - мультфильм "Три мелодии" Гарри Бардина, телеспектакль "Петрушка" Владимира Мирзоева и Виктора Шендеровича, запись нового альбома БИ-2 "Spirit", фильм "28 панфиловцев", издание журнала "Colta.ru", открытие фермерского магазина LavkaLavka, новые серии "Масяни", книга для детей "Простая наука" и т.д.
Все эти проекты собрали от 500 тысяч до 3 млн. рублей. Для примера - на американской крауд-площадке Kickstarter.com, проект "умных часов" Pebble собрал более 10 млн. долларов. Так что у российского крауд-рынка огромный потенциал роста.

Какие проекты в целом интересуют россиян, готовых поддержать их рублей?

– Пока первое место занимают творческие проекты (выпуск музыкальных альбомов, съемка фильмов, постановка спектаклей и т.д.). Далее идут социальные и благотворительные проекты. На третьем месте - стартапы (IT-проекты, торговля и услуги, коммерческие СМИ).

О каких суммах идет речь?

Размер взноса может варьироваться от нескольких сотен рублей до нескольких сотен тысяч рублей (особенно в сегменте благотворительности). Стоит отметить повышающийся интерес к краудфандингу со стороны крупных корпораций - они начинают тратить свои спонсорские бюджеты с помощью крауд-механизмов.

Чего ждете от 2014 года?

– Во-первых, увеличение объема рынка в 2-3 раза. Во-вторых, прихода на рынок новых крупных игроков, поддерживаемых крупными инвесторами и институтами развития. В-третьих, применения крауд-механизмов в деятельности корпораций и органов государственной власти. В-четвертых, развития крауд-инфраструктуры (акселлераторы, обслуживающие компании и т.д.). Плюс развития знаний (аналитика, мероприятия, обмен опытом, международное сотрудничество и т.д.). Наконец, изменения правового регулирования крауд-отрасли.