Депутаты Комитета по транспорту Государственной думы разошлись во мнении, стоит ли в России отменять норму бесплатного провоза багажа в ручной клади. Сейчас пассажир, не доплачивая перевозчику, может взять на борт 10 кг.

Проблема возникла после скандала с лоукостером "Победа" ("дочка" "Аэрофлота"), который перестал пускать на борт с большими женскими сумками. В ответ на жалобы в компании предложили отменить норму бесплатного провоза багажа, что позволит экономить деньги тем, кто ничего не берёт с собой в салон. В противном случае "Победа" пригрозила поднять цены на треть.

Как пишет ТАСС со ссылкой на депутатов Госдумы, единогласия среди них нет. Михаил Брячак, первый зампред комитета, считает, что поправку примут. И она позволит сделать билеты дешевле. Другой зампред Виталий Ефимов уверен, что такая мера снизит конкурентноспособность, а в перспективе люди вообще начнут летать "голыми".

Эксперты, опрошенные Metro, считают, что люди, которые часто жалуются на различные поборы со стороны "Победы", просто не понимают, как работает лоукостер.

– Лоукостер – это новая модель для российского пассажира и привыкать к бюджетным перевозкам сложно, – говорит Максим Крайнов, управляющий директор Aviasales.ru. – Например, Ryanair продает билеты на своем сайте уже 16 лет. За это время можно было свыкнуться с ограничениями на провоз багажа и со многими другими особенностями.  Если сравнивать бюджетную авиакомпанию с чем-то понятным, возьмем конструктор. Дешево вы можете купить только самое необходимое (перелет). При этом за дополнительные услуги (питание, багаж и так далее) придется заплатить.

Например, объясняет Крайнов, билеты Победы на рейсе Москва — Сочи действительно самые дешевые из имеющихся в Календаре низких цен Aviasales. Вылет 23 августа обойдется в 2 999 рублей. Однако, добавив ручную кладь (999 руб.), багаж до 20 килограммов (1 499 руб.), выбрав место (349 руб.) и оплатив 2% сбор за транзакцию, мы получаем уже 5 962,92 рублей. При этом у авиакомпании Россия есть рейс 24 августа, предполагающий этот же набор услуг за 4 500 рублей.

– Это, конечно же, не значит, что Победа — плохая, а Россия — молодец, – заключает эксперт. – Это значит, что у пассажира, который летит без багажа и без особых претензий к месту, есть возможность улететь за полторы тысячи дешевле.

Александр Сизинцев, генеральный директор Biletix, соглашается, что лоукост-перевозки – это новый и не знакомый для многих пассажиров туристический продукт, в связи с чем мы видим множество конфликтных ситуаций.

– Тем не менее, именно «лоукостеризация», по пути которой идут многие российские и иностранные авиакомпании, один из немногих способов сделать так, чтобы путешествия оставались доступными, – прогнозирует он. – Кстати, согласно нашей статистике, в августе авиаперелеты по внутренним направлениям выросли лишь на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это намного меньше, чем показатели роста потребительских цен в ряде других отраслей