Новости

В России деревянные дома рождаются заново

Рассказ Metro о проекте
В России деревянные дома рождаются заново
В Калуге в этом году волонтёры восстановили несколько домов. Фото vk.com/tsf_kaluga
В Калуге в этом году волонтёры восстановили несколько домов. Фото vk.com/tsf_kaluga
Волонтёр из Клинцов Евгений восстанавливал облик старинного дома. Фото vk.com/tomfest_klincy
В Калуге в этом году волонтёры восстановили несколько домов. Фото vk.com/tsf_kaluga1/2

Движение "Том Сойер Фест" охватило всю страну: в полусотне городов приводят в порядок деревянные дома. О волонтёрском проекте Metro рассказал его идеолог Андрей Кочетков

"Том Сойер Фест" запустили в Самаре пять лет назад. Журналисты, писавшие об исторических зданиях, устали наблюдать, что ситуация по их восстановлению почти не меняется. И скорее от безысходности решили попробовать исправить её своими руками.

– Если не брать Санкт-Петербург, то в Самаре один из самых больших исторических центров с сохранившимися дореволюционными домами, – рассказывает Андрей Кочетков. – Мы начали с трёх домов и не планировали восстанавливать что-то ещё. Но неожиданно для нас откликнулось много волонтёров, которых мы даже не знали. И по итогам сезона даже не стоял вопрос, продолжать или нет. Было ясно, что да.

Благодаря медийной поддержке, на движение скоро обратили внимание и в других городах. Сначала присоединились Казань и Бузулук. А к 2020 году в проекте участвует уже 54 города.

– Мы попали в доклад ЮНЕСКО, – продолжает идеолог движения Андрей Кочетков. – Самара стала единственным российским городом, который был в этом докладе об устойчивом развитии исторических территорий мира. Это нам очень помогло, нам стали больше доверять. Теперь у нас появились стратегические партнёры, которые помогают восстанавливать дома во всех городах, охваченных движением.

Среди волонтёров попадаются самые разные специалисты – от айтишников до педагогов вузов. За эти годы в восстановлении домов приняли участие несколько тысяч человек. Но ядро "Том Сойер Феста" – это 500 человек.

– Помогаем прежде всего тем собственникам, кто сам заинтересован в сохранении дома. Обычно очищаем и окрашиваем фасад, – продолжает Андрей Кочетков. – Иногда благодаря помощи партнёров в домах меняют кровлю, крепление фундамента. А в Казани одна компания помогла подвести коммуникации.

Причём волонтёры берутся не только за изменение облика домов. В Ельце приводили в порядок белокаменную мостовую, в Самаре  восстанавливали трансформаторную подстанцию.  

– Но всё-таки мы в основном работаем с деревянными зданиями, – говорит Андрей. – И декор очень сильно отличается от города к городу. Если мы хотим сохранить своеобразную архитектуру России, то нельзя оставить один Суздаль, а всё остальное снести. Мы очень многое потеряем. Стараемся по максимуму привлекать архитекторов, в идеале – реставраторов. Но, к сожалению, в стране немало городов, где таких специалистов нет вообще. В этом году мы договорились о партнёрстве с Российской ассоциацией реставраторов.

Самое приятное для волонтёров, когда после восстановления дом словно заново рождается. Как это было в Самаре, где хозяйка в подвале открыла Музей городских легенд.