Новости

В одной из деревень Карелии реконструировали жизнь и быт узников финских лагерей

Там провели первую экскурсию для школьников
В одной из деревень Карелии реконструировали жизнь и быт узников финских лагерей
Внутри «лагеря» всё из прошлого: от обуви до половичков. Фото фонда «Открытые возможности»
Внутри «лагеря» всё из прошлого: от обуви до половичков. Фото фонда «Открытые возможности»
Внутри «лагеря» всё из прошлого: от обуви до половичков. Фото фонда «Открытые возможности»
Внутри «лагеря» всё из прошлого: от обуви до половичков. Фото фонда «Открытые возможности»1/2

За время оккупации Карелии в годы войны тысячи военнопленных и гражданских попали в лагеря, организованные финнами. Для первых посетителей музея за колючей проволокой провели занятия сразу несколько экскурсоводов и руководителей поисковых отрядов. Кульминацией экскурсии стало знакомство старшеклассников с бытом юных узников.

– Мы постарались воссоздать атмосферу подобных лагерей, – рассказывает руководитель благотворительного фонда "Открытые возможности" Наталья Абрамова. – Обстановка в помещениях была очень скромной: нары, печь, умывальник. Все предметы аутентичные. Часть подарили жители Карелии. На нарах солома, одеяла со времён войны достали. Мы хотели, чтобы дети ощутили то время. Когда исторические документы дополняются инсталляцией, тогда информация усваивается лучше.

С момента запуска проекта некоторые СМИ его уже успели иронично назвать бутафорским лагерем.  

– Мы взяли за основу проекта декорации фильма "Весури", который снят об узниках финских лагерей во время оккупации Карелии в Великую Отечественную.  Но это не просто бутафория, – продолжает Наталья. – Наш проект об истории. Да, в карельских лагерях не было газовых камер и расстрелов. Но люди голодали, им не оказывали медицинскую помощь, содержали в условиях, не совместимых с жизнью. С другой стороны, нет худа без добра. Яркие заголовки об открытии "бутафорского" лагеря привлекают внимание людей. Многие благодаря таким статьям узнали о существовании на территории Карелии финских переселенческих лагерей.

По словам специалистов, ни в одном регионе страны не было такого количества мест принудительного содержания.   

– В Карелии до сих пор остались дома, в которых в войну держали узников, а сейчас живут люди. Всё население региона во время оккупации было заперто в посёлках, – рассказывает руководитель "Союза поисковых отрядов Карелии" и один из экскурсоводов  в новом проекте фонда "Открытые возможности" Александр Осиев. – Представьте: у нас было больше 40 лагерей для военнопленных и 34 трудовых. У нас сейчас живёт две тысячи бывших несовершеннолетних узников. Почитайте их воспоминания. Это же ужас! Почему мы должны молчать о геноциде?! 

"В 1942 году смертность в карельских лагерях превышала смертность в фашистских".
Наталья Абрамова