Сегодня в прокат вышла картина "Пальма", главную роль в которой играет овчарка Лили. Metro поговорило с Александрой Степановой, которая много лет готовит животных для работы в кино и театре, про особенности её деятельности  

Мы встречаемся у служебного входа МХАТа им. Горького, где сегодня выступает другой питомец Александры – 5-летний волкоовчар Джин в спектакле "Лавр" играет волка.

Пока мы идём в гримёрку, Джина несколько раз останавливают коллеги по театру, чтобы поприветствовать четвероногого артиста. Тот приветливо машет хвостом, но тут же осторожно оглядывается на хозяйку.

– Перед спектаклем ему играть нельзя, – объясняет Александра. – Нужно собраться, сосредоточиться.

Трудоголики с детства

Александра уже более 20 лет возглавляет агентство Animal Art, которое занимается подготовкой животных – собак, кошек, птиц и даже рептилий – для работы перед камерой и на сцене.

– В нашем питомнике более 30 собак разных пород, – рассказывает она. – Мы используем авторский подход в подготовке. С младенчества берём щенков на съёмочные площадки, чтобы они привыкали к подобной обстановке. Параллельно обучаем определённым навыкам, командам, которые потом позволят им "играть".  Конечно, собаки не перевоплощаются в других персонажей, но они могут  изображать эмоции – страх, радость, грусть, привязанность к хозяину.

Ещё один залог успешных съёмок – домашние репетиции.

– Я всегда заранее узнаю, когда какие сцены мы играем. Допустим, сегодня надо кусаться, завтра – умирать. Животному сложно на площадке сразу сориентироваться. Мы всё накануне дома повторяем, чтобы потом никто не ждал, пока мы сообразим, что делать, – говорит Степанова. – Очень часто режиссёры удивляются, когда мы всё делаем с первого дубля: "У нас актёры так свою роль не знают".

Талант и аппетит

Пополняется собачий актёрский питомник новыми кадрами двумя способами – естественным путём и поиском талантов на стороне.

– У нас уже есть своя актёрская династия, – делится Александра. – Её родоначальница – бордер-колли Айса, которая сыграла дворнягу Пирата в "Ёлках 3" и "Ёлках лохматых". Сейчас она уже заслуженная бабушка, её внуки тоже стали артистами.  

Когда нужны щенки определённой породы, дрессировщики обращаются к заводчикам.

– Конечно, для работы в кино и в театре подходят не все собаки, поэтому мы устраиваем тестирование, – говорит Александра. – В первую очередь нужно обращать внимание на то, чтобы щенок был общительным,  контактным, хорошо кушал и много играл, чтобы потом в работе у него была сильная мотивация. Если животное неуверенно себя чувствует в обществе большого количества людей, конечно, мы его не возьмём, – зачем вызывать у него лишний стресс съёмками.

Собачьи гонорары

Как признаётся Александра, заработок собак-актёров гораздо ниже человеческих, но точных цифр не называет – всё зависит от самого проекта, бюджета, насколько сложная и большая роль.

– С чем я точно не согласна – с тем, что собак в российском кино почему-то относят к реквизиторскому цеху. Даже если животное играет в фильме главную роль, оно в календарно-постановочных планах значится как реквизит. Так и пишут: в кадре находятся стул и собака, – говорит дрессировщик. –  Мне кажется, это неправильно. Это же живое существо, которое на съёмках тоже волнуется, устаёт, переживает. Странно относить его к вещам неодушевлённым. Наверное, придёт время, когда животных переведут в актёрский цех или придумают отдельный. Потому что реквизитом быть совсем не хочется.

"У наших собак обширная база – они знают более 200 команд", - Александра Степанова, кинолог