Незрячий инвалид из Екатеринбурга Ринат Шайдуллин дважды пережил неприятные инциденты в автобусе. Он рассказал, что девушки-кондукторы пытались высадить его за то, что он не оплатил проезд своей собаки-поводыря, хотя по закону в этом случае спецобученный питомец может ехать бесплатно.

Первый инцидент произошёл ещё 20 декабря. Ринат вошёл в автобус вместе с девушкой, которая его сопровождала, и собакой-поводырём. Он оплатил проезд за себя и за девушку в знак благодарности за оказанную помощь.

– Кондуктор потребовала от меня оплаты за собаку-поводыря, – рассказывает Ринат Metro. – Я попытался рассказать девушке про федеральный закон, регламентирующий правила перевозки, но она меня и слушать не хотела – всё требовала оплаты проезда собаки. Я посоветовал ей позвонить диспетчеру и уточнить этот момент. Но кондуктор получила поддержку со стороны пассажира, который представился полицейским, и перешла к оскорблениям. Она говорила, что я нищий, раз не могу оплатить собаку, говорила, что меня бог и так наказал, раз я инвалид, требовала электронную карту на оплату собаки-поводыря. Уже когда мы подъезжали к конечной, она сказала, что мне переломают руки-ноги, чтобы я сидел дома и никуда не выходил. Всё это сопровождалось нецензурными словами.

Ринат сообщил, что в итоге всё-таки доехал до конечной остановки, но ещё в пути вынужден был позвонить на номер "112".

– Это я сделал из-за того, что стали поступать угрозы, при этом я не почувствовал поддержки со стороны пассажиров, – продолжает свой рассказ Ринат. – Благодаря этому звонку я комфортно, безопасно вышел из автобуса, поскольку кондуктор поняла, что я общался с сотрудниками правоохранительных органов. А когда всё закончилось, я понял, что в этой ситуации меня задело даже не то, что меня оскорбляли. А то, что в Свердловской области есть и другие незрячие инвалиды с собаками-поводырями, которые могут столкнуться с такой же ситуацией. Вот почему я написал пост на Facebook (сейчас инвалиды спокойно могут вести соцсети благодаря технологиям), мне было важно обозначить проблему.

В тот же день Ринату позвонила управляющая из автотранспортной компании, по маршруту которой ехал автобус с тем самым кондуктором. Затем Ринат пообщался и с директором компании. Наконец, с ним связалась девушка-кондуктор.

– Она извинилась, искренне, хотя признала свою вину лишь частично, – вспоминает Ринат. – Она подтвердила, что требовала оплаты за собаку, но не признала, что оскорбляла меня, утверждая, что оскорбления поступали со стороны других пассажиров. Я сказал в ответ, так почему же, если вы видели, как меня оскорбляют другие, вы тогда не вызвали полицию, почему не помогли выйти из транспорта? Кроме того, я узнал её по голосу, которым меня оскорбляли в автобусе. Тем не менее, я готов её извинить. Если её уволят, проблему это не решит!

Кроме того, Ринат признался Metro, что после инцидента вынужден был подать заявление в полицию – эта мера оказалась вынужденной.

– В субботу мы вроде бы конфликт закрыли, но в эфире телеканала неожиданно прозвучали слова, что я якобы первым начал конфликт, поэтому, чтобы прояснить ситуацию и расставить все точки над "и", я и написал заявление в полицию. После этого мне пришлось снова оправдываться – мне звонили знакомые, журналисты...

По словам Рината, в выходные у него состоялась встреча с представителями автотранспортной компании, на линии которой произошёл инцидент. На ней он рассказал кондукторам, что собакам-поводырям при незрячих инвалидах положен бесплатный проезд. Он, собственно, и рассказал свою историю, чтобы лишний раз напомнить об этом – поскольку, по его словам, многим кондукторам этого не объясняют. И, по иронии, вскоре после инструктажа с ним снова произошёл схожий инцидент, только уже в автобусе, который принадлежит другой автотранспортной организации.

–  Мы возвращались с обучения сотрудников автотранспорта. Со мной была сотрудница центра реабилитации Вера Золотарёва. Мы снова пытались объяснить кондуктору про собак-поводырей, но она не хотела и слушать. Я попросил Веру, чтобы она сняла эту сцену на телефон, чтобы я выложил ролик у себя в ленте на Facebook. И тогда кондуктор попыталась выбить телефон из рук Веры. Мы приехали на конечную, где нас должны были встретить журналисты, и тогда кондуктор убежала, как мне потом рассказали.

Ринат пояснил Metro, что он полностью незрячий инвалид. Однако это не мешает ему вести активный образ жизни – к примеру, он ведёт несколько аккаунтов в соцсетях. Причём Ринат делает это сам, ему только помогают с фотографиями.

– Не удивляйтесь, сейчас андроид-телефоны все озвучены, есть специальное приложение. Я сам занимаюсь повышением мобильности незрячих граждан, участвуя в волонтёрском проекте, у меня даже есть своя IT-компания, в которой я работаю. У меня и компьютер озвученный! Многие незрячие пользуются сейчас телефонами, смартфонам, компьютерами. Голос робота все сообщения, которые нам присылают, озвучивает. А ответы я вбиваю с помощью специальной гугл-клавиатуры!

Как сообщает сайт мэрии Екатеринбурга, 26 декабря Ринат действительно принял участие в собрании автотранспортного предприятия, на котором в присутствии всего коллектива разбирали произошедший в коммерческом автобусе маршрута №27 случай, а также провели специальный инструктаж. Там же была кондуктор, с которым у него произошёл первый инцидент.

"Простите меня, пожалуйста, я извиняюсь, я одна воспитываю ребёнка", – принесла свои искрение извинения Ринату кондуктор, которую зовут Юлия.

По данным "Известий", случаем, произошедшим 20 декабря, заинтересовались в полиции и прокуратуре. К делу также подключилась уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. В результате транспортное предприятие, где работает кондуктор, оштрафовали на 10 тысяч рублей.

В то же время прокуратура Екатеринбурга завершила проверку инцидента с участием кондуктора, которая устроила конфликт с незрячим пассажиром. Пострадавший имел полное право бесплатно провезти собаку-поводыря, сообщили "Ura.ru" в пресс-службе прокуратуры Свердловской области.